Валерий Храбров считает, что ориентация на крупных заказчиков и сосредоточенность на аналитике помогут SAS пережить кризисКризис не прервал рост оборота SAS ни в мире, ни в России. Напротив, как заявляют в SAS Россия/СНГ, компания наконец «дождалась своего часа» — бизнес всерьез задумался о внедрении аналитических решений. Выручка в регионе увеличилась на 26%, клиентская база стала разнороднее, продолжился наем сотрудников и расширение партнерской сети.

В 2008 году SAS заработала в регионе Россия/СНГ около 35 млн долл., из которых Россия дала 85%, Казахстан — 12% и Украина — 3%. Большую часть выручки в регионе принесли клиенты из телекоммуникационного сектора (41%). Достаточно доходными оказались финансовый сектор (29%) и транспорт (17%). В России доли почти идентичны, но по количеству сделок финансовый сектор заметно опередил телекоммуникационный: 23 продажи против шести. Всего за год реализовано около 50 проектов.

В нашей стране SAS в основном зарабатывала на новых лицензиях (40%) и продлении ранее проданных (35%). Консалтинг в структуре продаж составил 23%, услуги обучения клиентов и партнеров — оставшиеся 2%. Глава SAS Россия/СНГ Валерий Храбров сообщил, что 13% дохода принесли новые контракты.

В финансовом секторе, кроме банков, начались продажи страховым компаниям, коллекторским агентствам и кредитным бюро. Директор по работе с финансовым сектором SAS Россия/СНГ Юлий Гольдберг объяснил, что эти организации наконец достигли необходимого уровня зрелости с точки зрения информационной инфраструктуры для использования аналитических технологий. Самыми подготовленными, по словам Гольдберга, являются нефтегазовые компании. Однако на них SAS Россия/СНГ до сих пор выйти не удавалось.

К покорению заветного нефтегазового сектора SAS Россия/СНГ приступила как раз в прошлом году. В казахской компании «Казмунайгаз» начался проект по расчету и оптимизации затрат при помощи технологии процессно-ориентированного управления Activity-Based Management. Удалось проложить путь и в энергетический сектор. Для Росэнергоатома создано хранилище данных и система мониторинга ключевых показателей рынка, а для некоммерческого партнерства АТС — система анализа свободного рынка электроэнергии.

Прошедший год отмечен и внедрением технологий, с которыми до сих пор в SAS Россия/СНГ не работали. Так, в одном из крупнейших банков, чье название не указывается, была установлена и введена в эксплуатацию система по борьбе с отмыванием денег. Система полностью локализована для России — создано более 30 специализированных аналитических алгоритмов. Клиент внедрил ее в центральном офисе и во всех филиалах, которых более 40.

Вторая новинка в СНГ — система управления операционными рисками, внедренная в казахском банке БТА. Гольдберг отметил, что сейчас все стремятся сократить издержки, оптимизировав бизнес-процессы, но если делать это, не управляя рисками, издержки, наоборот, увеличатся.

Для ВТБ24 SAS построила крупнейшее в своей истории хранилище данных для российской банковской сферы. Хранилище удовлетворяет более 70% потребностей в аналитической информации и предположительно даст ежегодную экономию в 7-10 млн долл.

В телекоммуникационном секторе SAS начала проект по созданию корпоративного хранилища данных для «МегаФона». Теперь клиентами компании является вся «большая тройка» отечественных мобильных операторов. В области транспорта отмечен проект для «Российских железных дорог»: здесь организовано прогнозирование объема грузовых перевозок и загрузки подвижного состава и создан банк ключевых показателей.

В нынешнем году SAS примется за перевод пользователей на новую платформу SAS Enterprise Intelligence Platform версии 9.2, выход которой назначен на апрель. Предыдущий релиз платформы вышел в 2004 году. Кроме того, будут активно продвигаться продукты и решения по клиентской аналитике, стоимостному анализу, процессно-ориентированному управлению, управлению рисками, а также скоринговые системы.

Гольдберг подчеркнул, что многие ошибаются, считая скоринговые системы неактуальными во время кризиса. Кроме скоринга заявителя, предсказывающего кредитоспособность потенциального заемщика, существует, к примеру, поведенческий скоринг и скоринг взысканий. Первый оценивает кредитоспособность существующих заемщиков, второй помогает искать способы получения просроченных задолженностей.

Также в SAS Россия/СНГ собираются расширять штат и партнерскую сеть. Сейчас в российском отделении работает порядка 70 человек, из которых около 30 — консультанты. Еще свыше 150 консультантов занято у партнеров. Их в России более десяти, и они приносят 90% дохода от консалтинга.

Сильных потрясений от кризиса Храбров не ждет, хотя темпы роста в СНГ уже упали в два с половиной раза по сравнению с 2007 годом. По его словам, компания фокусируется на крупнейших игроках, которые получат господдержку. Кроме того, Храбров сообщил, что крупные проекты осуществляют и сейчас, просто теперь они ориентированы на повышение эффективности.