Йован Марьянович: «Основная тема сегодня — бизнес-аналитика: в период кризиса это тот инструмент, который реально всем нужен»Йован Марьянович, возглавляющий с марта 2007 года представительство SAP в СНГ, работает на отечественном рынке ИТ с перерывами с начала 90-х годов. Он рассказал корреспонденту Computerworld Россия о современных тенденциях в сфере информатизации управления с точки зрения SAP, о потребностях предприятий в данной области, об эволюции этих потребностей, о перспективах решения актуальных задач информатизации.

Каковы основные цели прошедшего форума SAP? Преследует ли он решение каких-либо специфических задач, отличных от задач прежних форумов?

По традиции мы обсуждаем на форумах технологические новинки, выпущенные SAP в течение года. Но Форум — не только технологическое, но и бизнес-мероприятие, где мы общаемся с нашими партнерами и клиентами. В то же время у каждого Форума есть своя ключевая тема. В прошлом году это был быстро развивающийся бизнес компаний. В этом году, как мы знаем, ситуация изменилась. Основная тема сегодня — бизнес-аналитика. В период кризиса руководители думают, стоит начинать тот или иной проект или нет, бизнес-процессы меняются. Всем сейчас надо разобраться, что происходит. Анализируя на бумаге или с помощью электронных таблиц, трудно получить результаты, позволяющие четко видеть ситуацию и строить достоверные прогнозы. Важные для бизнеса данные есть, но находятся на различных уровнях информационных систем, тогда как они должны быть представлены в виде, удобном для использования и понятном менеджменту. Таблицы Excel не дают достаточной информации, поэтому сегодня мы обсуждаем с клиентами средства бизнес-аналитики, которые становятся инструментами в борьбе с кризисом.

Как бы вы охарактеризовали современные тенденции в сфере автоматизации управления и информационного обеспечения бизнеса у российских предприятий?

Для SAP здесь несколько важных рынков. Во-первых, нефтяная промышленность и металлургия. В нефтяной промышленности наши программные решения — фактический стандарт, такой же, как Windows на персональных компьютерах. Десять из десяти крупнейших российских нефтяных компаний используют решения SAP. С этим очень уважаемым нами рынком мы работаем в режиме партнерства: вместе обсуждаем, какую функциональность необходимо включать в продукты, какому партнеру поручить развитие того или иного функционала и т. д.

В отличие от нефтяной отрасли, по форме собственности частно-государственной, российская металлургия — частная. Очень важно, что сегодня владельцы компаний понимают, что означает внедрение SAP. Предприятия данных отраслей сегодня широко используют наши приложения для автоматизации основных бизнес-процессов.

Следующий приоритет для нас — классическая энергетика. Был период нашего интенсивного вхождения в рынок, на данный момент у нас много проектов в энергетике, которые хорошо развиваются.

И наконец, быстро развивающийся рынок товаров потребления. Мы в высшей степени эффективно поработали с этим рынком в прошлом и этом году. В данный момент рынок перестраивается, но я думаю, что мы сможем столь же эффективно поработать здесь и в следующем году.

Как, на ваш взгляд, менялись потребности предприятий в области автоматизации управления за последние 15 лет?

Как правило, руководитель металлургического завода 15 лет назад вообще не занимался информатизацией. Этим занимались его ИТ-специалисты. А теперь Лео Апотекер, руководитель SAP, встречается с владельцем завода, они обсуждают внедрение и ожидаемые результаты. Акционеры российских предприятий сегодня знают, что хотят получить от внедрения автоматизированной системы. И конечно, нам гораздо проще работать, когда крупные предприниматели осознают ценность и значение ИТ. Мы продаем решения, которые приносят большую пользу. Однако без спонсора в лице руководителя предприятия будет проведена большая работа, потрачены большие средства, но получит ли акционер необходимый результат — большой вопрос. При наличии же спонсора проекта из числа акционеров риск внедрения уменьшается, думаю, в несколько раз.

Можете ли вы назвать различия между характером потребностей в сфере информатизации управления у российских предприятий и предприятий развитых западных стран?

Россия большая, а бизнес здесь развивается быстрее — вот и все. Да, и еще нужно говорить по-русски и глубоко понимать интересы российских клиентов.

Часто ли возникает ситуация несоответствия действительных потребностей предприятий и осознаваемых? Есть ли типичные примеры?

Бывает. Это случается, когда предприятие покупает технологию, а потом тратит время и деньги на разработку дополнительных функций, потому что хочет видеть привычный формат представления данных, хотя стандартный формат системы на самом деле вполне достаточен, просто непривычен. Есть те, кто покупает ERP-систему, хотя в данный момент им нужна хорошая бизнес-аналитика. Есть предприятия, которые решают задачи аналитики методами ERP. Есть те, кто решает задачи ERP, разрабатывая программы самостоятельно, — таких много. Но когда бизнес понимает ценность и значение ИТ, проблем гораздо меньше. Когда же ИТ-департамент работает отдельно от бизнеса, начинаются проблемы.

Какое отражение находят потребности российских предприятий в средствах информатизации, предлагаемых SAP?

Мы понимаем, что российские стандарты отчетности — это не GAAP и не IFRS. Организации финансового сектора следуют правилам отчетности, издаваемым Центробанком, которые, мягко говоря, не очень просты и к тому же меняются достаточно часто. Все это находит отражение в наших программах. Бывает, на изменения законодательства мы реагируем не мгновенно, но реагируем всегда! Дело в том, что каждое изменение вносится непосредственно в наш основной продукт, а это требует времени. Важно, что решение, которое мы предоставляем нашим клиентам, — это не дополнительная российская надстройка, а базовый продукт. Таковы наши правила локализации. Российская версия является частью основного продукта, что очень важно, в том числе потому, что облегчает работу международным компаниям, использующим системы SAP.

Накладывают ли схемы бизнес-процессов, имеющиеся в решениях SAP и других поставщиков средств информатизации управления, какой-либо заметный отпечаток на организацию бизнеса российских предприятий?

Да. Предприятиям, которые понимают, что можно упростить бизнес-процессы, проще. Автоматизация обходится им дешевле. И им легче найти себе специалистов. Можно выделить два типа предприятий: те, которые уже знают, как можно упрощать бизнес-процессы, потому что уже выполняли у себя эту процедуру, и вновь создаваемые предприятия — такие приглашают к себе опытные команды из компаний, которые уже внедряли решения SAP, причем необязательно из той же самой отрасли. У нас есть очень интересный пример хорошего, качественного внедрения в госсекторе, выполненного силами команды, которая ранее работала в нефтяной промышленности.

Как бы вы охарактеризовали основные проблемы в части внедрения и эксплуатации средств информатизации управления, обусловленные человеческим фактором?

России пора начинать думать об аутсорсинге. Есть много интересных, прибыльных компаний, которым тяжело сохранить ИТ-департамент в нужном составе. ИТ-специалистам там неинтересно работать после того, как система внедрена и налажена, и они переходят в другую компанию. Но хороший специалист нужен не только для внедрения, но и для сопровождения. А высокой зарплаты для его мотивации недостаточно — ему нужно, чтобы было интересно. Поэтому я начинаю предлагать крупным клиентам думать об аутсорсинге, чтобы полностью отдать функции ИТ-обеспечения интегратору. Раньше российские компании не думали об этом, а сейчас начинают думать — пока не гиганты, но крупные частные предприятия. А некоторые уже делают.