Цель программы «Электронная Россия» — построение информационного общества. Это не столько создание электронного правительства и внедрение электронного документооборота, сколько создание условий для более активного использования знаний, развитие науки и образования — этих основных направлений развития страны.

«Именно наука и искусство сегодня порождают значимые данные, которые с помощью ИКТ необходимо преобразовать в информацию и затем в знания», — заявил Алексей Солдатов, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ, на круглом столе «ИКТ в науке и образовании».

Государство уделяет немалое внимание информатизации образования, которая подразумевает не столько внедрение техники в вузы, сколько обучение людей компьютерной грамотности со школьной скамьи. В результате реализации национального проекта «Образование», по сообщению Юрия Ижванова, первого заместителя директора по научной работе компании «Информика», которая разработала в 2002 году портал edu.ru — «Российское образование», на 20 мая 2008 года 52 063 образовательных учреждения Российской Федерации были подключены к Internet, 7294 школам был обеспечен доступ по спутниковой связи, 420 образовательных учреждений-новостроек пока не подключено. Количество школьников, приходящихся на один компьютер, в итоге снизилось с 48 до 20 человек, а доля учителей, владеющих необходимыми навыками работы в новых условиях, увеличилась с 31 до 41%. Приходится признать: поскольку около 60% учителей не используют персональные компьютеры в образовательных целях, достичь желаемого результата не удалось, хотя портал Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (fcior.edu.ru) и содержит более 10 тыс. модулей в помощь школьникам и преподавателям.

Еще одна проблема, затронутая в ходе выступлений, касается использования открытого программного обеспечения в учебном процессе, что позволило бы избежать проблем с покупкой лицензий на программное обеспечение. В 2007 году стартовал поддерживающий проект «Обеспечение лицензированной поддержки базового пакета программного обеспечения для использования в образовательных учреждениях РФ в 2007-2009 гг.». Однако Евгения Сербина, заместитель директора центра ИТ-исследований и экспертизы АНХ, предупреждает: «Использование свободного программного обеспечения связано с проблемами отсутствия достаточного количества специалистов по этим системам, а также с тем, что сообщество разработчиков довольно замкнуто».

Кроме того, этих разработчиков, по ее мнению, мало интересует проблема создания дружественных интерфейсов, которые так необходимы рядовым пользователям.