Вадим Феоктистов из ММК признал, что основная проблема в использовании «портала поставщика» — это заставить поставщика работать с порталомПленарная часть мероприятия BSForum 2008, организованного компанией IBS, походила на масштабную демонстрацию возможностей цифровых технологий: из пяти докладчиков в зале присутствовал только один — президент IBS Алексей Ананьин, выступления представителей генеральных партнеров — SAP и Oracle и специального партнера — Microsoft были предложены аудитории в форме видеозаписи, а доклад основателя компании Charles Schwab и преподавателя бизнес-курсов в ряде ведущих учебных заведений Марка Томпсона транслировался в режиме телемоста.

Комментируя девиз форума «Курс на конкурентоспособность», Ананьин пояснил, что на мероприятии предполагается обсуждать вопросы повышения конкурентоспособности в первую очередь с помощью современных управленческих технологий, в том числе ИТ. Томпсон, говоря о возрастающей конкуренции и необходимости соперничать с быстроразвивающимися экономиками, сделал ряд совершенно неожиданных комплиментов в адрес отечественных компаний. По мнению руководителей различных международных компаний, опрошенных исследовательской группой, в которой участвует Томпсон, российские предприятия имеют высокие шансы занять серьезные позиции на международных рынках благодаря не только быстрому росту и технической одаренности, но и высокой дисциплине, оптимальной структуре затрат, использованию конкурентных, а не бюрократических методов и движению в сторону законопослушности.

Основное содержание форума составляли преимущественно примеры внедрений различных систем управления на базе продуктов Oracle и SAP.

Наглядные примеры

Ведущий инженер департамента капитальных и текущих ремонтов ОАО «Уралсталь» Галина Бушуева рассказала о ходе и первых результатах создания системы управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования (ТОРО) на основе решений SAP. Хотя система внедрена совсем недавно, в процессе ее создания предприятию удалось выявить «белые пятна» в зонах ответственности за проведение ремонтов, перейти к детальному планированию затрат на ремонты, что упростило анализ их происхождения, а также унифицировать дефектные ведомости, что позволило сократить время их подготовки и снизить число ошибок, допускаемых в этом процессе.

Начальник управления корпоративных разработок Магнитогорского металлургического комбината Вадим Феоктистов выступил с докладом о ходе развития корпоративной информационной системы на базе Oracle E-Business Suite, которая действует на предприятии с 2004 года. Одно из новых достижений — создание портала поставщика на базе Oracle iSupplier Portal. С помощью этого инструмента поставщик самостоятельно создает предварительные уведомления о поставках, в которых указывает предварительную дату отгрузки товара. В итоге ММК получает более оперативную и достоверную информацию по заказам и поставкам, может эффективнее планировать транспорт и площади хранения, своевременно обеспечивать производственные подразделения сырьем и материалами за счет получения подробной информации о произведенных отгрузках.

«Основная проблема — заставить поставщика работать в системе», — откровенно сообщил Феоктистов. Другими законченными этапами развития системы на комбинате стали создание системы внутреннего контроля финансовой отчетности на базе Oracle ICM и создание электронной торговой площадки с использованием механизма электронной подписи на основе Oracle iStore и Oracle Sourcing. Готовится к началу промышленной эксплуатации система консолидации финансовой отчетности на базе Oracle FCH.

О внедрении E-Business Suite на Выксунском металлургическом заводе доложил начальник отдела программирования прикладных программ Сергей Бочкарев, и цели проекта он сформулировал в соответствии с собственным профессиональным взглядом: одной из них значилась ликвидация множества имевшихся разнородных программ и систем. Для того чтобы их заменить, заводу, который внедряет E-Business Suite начиная с 2002 года, потребовалось разработать ряд новых модулей в среде Oracle, так как стандартной функциональности для поддержки бизнес-процессов было недостаточно. Это модули потрубного учета, сертификации продукции, номенклатурного справочника, управления договорами, главной книги (на момент реализации стандартный модуль главной книги Oracle еще не был локализован), а также модуль управления железнодорожным транспортом, поддерживающий процессы взаимоотношений с «Российскими железными дорогами» (как отметил Бочкарев, такого функционала нет практически ни в одной ERP-системе) и модуль консолидации заявок на закупку. Все эти разработки были выполнены силами ИТ-специалистов завода и Объединенной металлургической компании, в состав которой завод входит с 1999 года. Помимо этого, завод, — на этот раз уже совместно с подрядчиком, компанией «Стерлинг Груп», — внедрил модуль HRMS, благодаря чему удалось высвободить сотрудников службы управления персоналом для более квалифицированной работы, подключить линейных руководителей к процессу управления трудовыми ресурсами и вообще сформировать прозрачную систему управления персоналом.

Национальному банку «Траст», имеющему около 200 отделений в 160 городах, пришлось внедрять автоматизированную систему управления персоналом на основе SAP в условиях трудностей, характерных для территориально распределенных организаций, — разницы в оснащенности филиалов и разницы в часовых поясах. Чтобы упростить задачу первичного ввода данных, ИТ-специалисты банка организовали публикацию форм Infopath на серверах Citrix для каждого филиала. Это, с одной стороны, позволило избежать сложных многоэкранных операций ввода, характерных для стандартных приложений SAP, с другой — отказаться от необходимости оснащать программным обеспечением SAP каждое удаленное подразделение. Кроме того, функции управления персоналом были перенесены с уровня филиалов на уровни региональных центров, каждый из которых управлял пятью-семью филиалами. Директор департамента проектного управления банка Олег Бакланов порекомендовал коллегам предусмотреть временной промежуток между запуском функциональности двух процессов — управления персоналом и расчета начисления зарплаты. По его словам, это позволяет качественно выверить данные, необходимые для расчета, а также свести к минимуму ошибки их ввода. Он также посоветовал создавать региональные центры компетенции, охватывающие своей деятельностью несколько филиалов.

Банк «Уралсиб» воспользовался услугами IBS для совершенствования системы поддержки административно-хозяйственной деятельности. При этом было использовано программное обеспечение SAP (к моменту начала проекта в банке уже были автоматизированы с помощью продуктов SAP процессы управления персоналом, авторизации платежей, управления недвижимостью и бюджетирования). В ходе проекта был реализован единый бизнес-процесс для учета товарно-материальных ценностей, основных средств, нематериальных активов и услуг. Созданы единая база договоров с возможностью контроля платежей, единый справочник материалов, позволяющий отслеживать цены закупаемой номенклатуры в разрезе поставщиков, складов и других аспектах, налажена интеграция логистического и бухгалтерского учета, обеспечена возможность оперативно отслеживать неоперационные расходы.