наверх

Главная, «Computerworld Россия», № 03, 2008 1060 прочтений

Интернет вещей

Технологии RFID в состоянии коренным образом изменить нашу жизнь, сделать ненужным то, что мы умеем сейчас, создать новые рынки и новые бизнес-модели

Влад Кротов

CIO Magazine, США

Wal-Mart и другие крупные сети розничной торговли способствовали популяризации технологии радиочастотной идентификации (RFID), рассматривая ее просто как эффективную альтернативу штрих-кодам, позволяющую сэкономить миллиарды долларов за счет сокращения трудозатрат, уменьшения издержек, вызванных дефицитом товаров, сокращения числа краж, снижения затрат на управление и снижения уровня товарных запасов на складах. Однако усовершенствования, касающиеся вопросов идентификации в рамках цепочек поставки, — лишь вершина айсберга RFID. И миллиарды долларов, которые сулят новые перспективы, пока остаются скрытыми.

Так и предшественница Internet, сеть Advanced Research Projects Agency Network (ARPANET), создавалась со скромной целью — улучшить взаимодействие между компьютерами. Кто в 60-х годах мог предположить, что ARPANET заложит основу современной индустрии электронной коммерции с оборотом в 140 млрд. долл.?

Итак, как полвека назад ARPANET заложила основы Internet, так и сейчас две исследовательские организации, Auto-ID Labs и EPCglobal, разрабатывают стандарты, которые могут стать основой сети, значительно расширяющей границы нынешней Всемирной сети. Благодаря RFID не только компьютеры, но и практически любой объект, будь то человек, животное, электронное устройство или неодушевленный предмет, может стать узлом глобальной сети. «Интернет вещей» создаст выгодные условия тем, кто стремится использовать технологии RFID вне обычной на сегодняшний день сферы применения, то есть как средства идентификации в рамках цепочки поставки.

Примеры новаторских применений RFID

Пока никто точно не знает, что именно RFID сможет предложить в будущем, однако принципы поиска новых сфер применения действуют и в данном случае. Один из этих принципов состоит в том, что кардинально новые способы использования технологий вряд ли предложат организации, подобные Wal-Mart. Согласно теории инноваций Клейтона Кристенсена, крупные, стабильные компании, как правило, внедряют инновации с учетом имеющихся у них ресурсов, процессов и ценностей. Все это верно и в случае Wal-Mart. Компания внедрила RFID в соответствии со своей моделью дискаунтера. RFID применяют, чтобы снизить издержки, связанные с неэффективностью существующих цепочек поставок. Новаторские применения технологиям ищут более мелкие, начинающие компании, рассчитывая таким образом создать для себя новые рынки. Уже есть примеры небольших компаний, применяющих RFID по-новому, не в качестве средства идентификации в рамках цепочек поставок.

  • Кафе и магазины розничной торговли в Сиэтле используют RFID для рекламы своих товаров и услуг. Основу необычной системы маркетинга составляют так называемые «области активации» (зоны действия RFID-ридеров) и RFID-метки, которые вручаются посетителям и которые те носят с собой. Как только посетитель входит в область активации, через динамики начинает транслироваться рекламное сообщение. Система также может вывести сообщение с коммерческой информацией на монитор, установленный в кафе или магазине. В первую очередь эта система ориентирована на слабослышащих и слабовидящих людей. (Computerworld, США).
  • Exploratorium, научный музей в Сан-Франциско, использует систему на базе технологий RFID, получившую название eXport, для того чтобы посетители могли получить больше информации об экспозиции. При входе в музей каждый посетитель получает ожерелье со встроенной в него RFID-меткой. Когда посетитель приближается к очередному выставочному стенду, RFID-метка активизирует его. Например, там, где с помощью спрея можно создавать и рассматривать на охлажденном стекле кристаллы льда, RFID-метка включает цифровые камеры, которые снимают посетителя и созданные им кристаллы. Фотографии выкладываются на соответствующий Web-сайт вместе с сопроводительной информацией. Впоследствии посетитель сможет посмотреть сделанные снимки (ACM Portal).
  • Испанская компания Negone, разрабатывающая интерактивные игры, открыла игровой павильон La Fuga («Побег») в помещении бывшего банка в Мадриде. Игра моделирует поведение узника, совершающего побег из хорошо охраняемой тюрьмы. Каждый человек, желающий поучаствовать в этой игре, получает КПК и RFID-метку. RFID-ридеры размещаются в дверных проемах и других местах помещения бывшего банка. Игровая система, идентифицируя игроков, делает их впечатления более яркими: обнаруживая RFID-метки, система может выводить вопросы на дисплеи их КПК и открывать им двери (RFID Journal).

Эти примеры не дают рецептов создания новых сфер применения RFID и не определяют пути развития RFID. Они просто являются свидетельством того, что можно использовать RFID не только в сфере логистики.

Выработка новаторских применений RFID

Но как найти новые модели бизнеса, опирающиеся на технологии RFID? Простого ответа на этот вопрос не существует. В конце концов, многие инновации были созданы совершенно случайно. Однако инновация может быть и прямым результатом интеллектуальных усилий.

Учитывая это, можно предложить два пути осмысления новых способов использования технологий RFID: объектно-ориентированный подход и идейный подход. Объектно-ориентированный подход — это подход «снизу вверх», то есть попытка, исходя из базовых возможностей технологии RFID, определить, как ее можно применять для создания новых приложений радиочастотной идентификации. Основная особенность RFID — способность автоматически и беспроводным образом идентифицировать объект вместе с его свойствами. Идейный подход (подход «сверху вниз») заключается в следующем: предположив, что технология RFID достигла своего пика по уровню распространения и техническим возможностям, попытаться представить, применение каких бизнес-моделей становится при этом возможным.

Внимание на объект

При объектно-ориентированном подходе осмысление новых способов применения RFID основано на парадигме объектно-ориентированного программирования. Этот подход предполагает рассматривать объект, то есть человека, животное или физический предмет, в терминах его свойств и методов. Свойства в данном случае — это характеристики объекта, которые важны для определенной физической транзакции. Метод — это то, что объект «может делать», то есть транзакции, в которых он может участвовать. Скажем, при объектно-ориентированном подходе к реализации «умного» офиса миссис Смит будет рассматриваться как объект.

У миссис Смит есть свойство «местонахождение», то есть она может быть в своем офисе, а может и отсутствовать. Если у Смит есть уникальная RFID-метка, тогда RFID-ридер, установленный в ее офисе, может автоматически определять это свойство. Если метка находится в радиусе действия ридера, то это значит, что Смит в офисе, если же нет, то значит, что она вышла. Это свойство может использоваться для автоматизации целого ряда транзакций, в которых она принимает участие. Как только Смит приближается к своему офису, система RFID может автоматически открыть дверь, включить свет в офисе, разблокировать ее компьютер и зарегистрировать ее в сети. Как только она выходит из офиса, система может автоматически отключить ее компьютер от сети и заблокировать его, выключить свет и закрыть дверь. Свойство местонахождения может инициировать целый ряд других действий со стороны «умного»офиса, например загрузку электронной почты, воспроизведение голосовых сообщений или включение кофеварки (если дело происходит утром), когда Смит входит в свой офис.

Начать с идеи

Иной способ найти новые применения для RFID — начать с идеи. Корпорация Microsoft, например, по сути, была создана исходя из идеи, согласно которой компьютер будет на каждом рабочем столе и в каждом доме. Эта идея позволила Microsoft добиться рентабельности на рынке программного обеспечения для ПК, то есть в той области, которую такие гиганты, как IBM, первоначально считали бесперспективной.

В случае с RFID можно начать с того, что вообразить себе мир, где каждый человек, животное или физический объект снабжены RFID-метками. Представьте повсеместную беспроводную сеть, которая способна определять местонахождение и получать свойства каждого физического предмета, животного или человека. Руководствуясь такой идеей, ответьте на следующие вопросы.

  • Какие новые виды знаний может дать эта информация?
  • Как можно, используя эти знания, улучшить существующие бизнес-модели?
  • Какие новые бизнес-модели можно создать с помощью получаемых таким новым способом знаний?

Если «Интернет вещей» станет реальностью, можно будет получать информацию о потребительских товарах, которые попадают в поле вашего зрения в вашей повседневной жизни, и использовать ее для того, чтобы тут же их купить. Например, мистер Джонс видит галстук на одном из своих коллег, которые вместе с ним спускаются в лифте. Поскольку этот галстук снабжен RFID-меткой с уникальным идентификационным номером, Джонс может с помощью своего сотового телефона, где есть RFID-ридер, получить информацию об этом галстуке из доступной через Internet базы данных и разместить заказ на него прямо в лифте.

Еще один пример дает идея конкретного способа применения RFID. Представьте, что каждый автомобиль — это узел глобальной повсеместной сети. В этом случае муниципальные службы могут отслеживать движение автомобилей по скоростным автострадам. Эта информация может использоваться для того, чтобы изменить систему сбора дорожных налогов, взимая их с владельцев транспортных средств пропорционально тому, насколько активно они пользуются скоростными автострадами. Возможности бесконечны, если эта идея станет реальностью.

Будущее RFID

Предсказывать будущее быстроразвивающейся технологии — задача неблагодарная. Исторические аналогии работают не всегда — тот факт, что ARPANET дала жизнь феномену Internet, не гарантия того, что RFID будет развиваться тем же путем. Однако это не значит, что нельзя верить в перспективы RFID. В будущем RFID может коренным образом изменить жизнь, сделать ненужным то, что мы умеем сейчас, и создать новые рынки. Неспособность увидеть новые задачи и возможности может угрожать самому существованию компании, как это было, когда недооценка значимости телефона привела к упадку Western Union. С другой стороны, успешное внедрение революционных новшеств способно превратить начинающую компанию в новую AT&T или Microsoft.

Купить номер с этой статьей в pdf

Комментарии


Ранее в разделе

26/05/2016 №08

Купить выпуск

Анонс содержания
«Computerworld Россия»

Подписка:

«Computerworld Россия»

на месяцев

c

Средство массовой информации - www.osp.ru. Свидетельство о регистрации СМИ сетевого издания Эл.№ ФС77-62008 от 05 июня 2015 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)