Пол Хаммерман, вице-президент Forrester Research по бизнес-процессам и приложениям, уверен: «Мы вступили в эпоху, когда крупные производители программного обеспечения заинтересованы в инновациях». Эти производители ощущают давление со стороны конкурентов, в подавляющем большинстве недавно образованных компаний, и до определенной степени прислушиваются к требованиям (точнее, к недовольству) директоров ИТ-служб. «Пользователи хотят получать более удобные продукты, иметь более простой доступ к информации, более гибкие решения с меньшей стоимостью владения», — подчеркивает Хаммерман в своем отчете «ERP-приложения в 2007 году: пробуждение интереса к инновациям» (ERP Applications 2007: Innovation Rekindles).

Однако насколько быстро гиганты рынка ERP окажутся способны подготовить такие инновационные продукты? Этот вопрос пока остается без ответа.

Аналитики часто утверждают, что рынок корпоративного программного обеспечения развивается предсказуемо циклическим образом. За бумом, когда в поиск новаторских решений вкладываются огромные средства, наступают периоды весьма скудных бюджетов на исследования и разработку и времена, когда первостепенным считается максимальное увеличение нормы прибыли. Но затем, как это часто бывает, опять появляются конкуренты, угрожающие крупным производителям корпоративного программного обеспечения, и последние быстро выделяют средства «на инновации». На ум сразу же приходят такие примеры, как появление Salesforce.com и создание Siebel CRM On Demand компании Oracle.

В своем отчете Хаммерман утверждает, что сейчас потребность в инновациях достигла своего пика. Свое исследование Хаммерман ограничил только появившимися или ожидаемыми в ближайшее время инновационными ERP-приложениями, охватывающими широкий спектр функций, в том числе касающихся финансов и бухгалтерии, снабжения, кадров, отношений с клиентами, управления заказами, обслуживания материальных фондов и операций в цепочках поставок.

Даже несмотря на огромное число слияний и приобретений, совершенных за последние пару лет, по утверждению Хаммермана, сейчас время серьезных инноваций. Он называет новое поколение корпоративных приложений «динамическими» и считает, что они стали результатом слияния четырех технологий: управления контентом и совместной работой, управления бизнес-процессами, сервис-ориентированных архитектур (Service-Oriented Architecture, SOA) и бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI).

Все вместе, по его словам, эти четыре фактора делают новые приложения динамическими, поскольку они ориентированы на пользователя и поддерживают значительный уровень персонификации; имеют возможности управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM); отличаются большей гибкостью и лучшей конфигурируемостью, благодаря SOA; поддерживают совместную работу в режиме реального времени. Эти приложения могут также предлагать аналитические сводки в режиме реального времени, а не только генерировать отчеты по уже произошедшим событиям. Наконец, они создавались с расчетом на то, чтобы использоваться в модели «программное обеспечение как сервис» (Software as a Service, SaaS).

О какого рода приложениях идет речь? Microsoft, по словам Хаммермана, первоочередное внимание уделяет реализации функциональности на базе ролей пользователей. Создавая продукт со столь говорящим названием — Dynamics, который охватывает программные системы, ориентированные на управления финансами, отношениями с клиентами и цепочками поставок, Microsoft, как считает Хаммерман, «стремится предложить новаторские решения, чтобы выделиться из числа конкурентов». Microsoft уже внесла некоторые изменения в пользовательский интерфейс последних версий Dynamics, который реализует некоторые модели применения, предложенные в Microsoft Office, а также функции поддержки контента и совместной работы, имеющиеся в SharePoint.

«Возможно, самый инновационный аспект Dynamics заключается в том, что функции этого пакета поддерживают настройку с учетом роли пользователя в разработке и ориентированы на процессы, что станет еще заметнее в следующих версиях», — пишет в своем отчете Хаммерман.

Однако, по мнению Хаммермана, Microsoft пока не обеспечивает требуемого уровня гибкости, поскольку приложения корпорации, как правило, настраиваются с помощью нестандартизованных инструментальных средств. Полная поддержка модели SaaS в ERP-продуктах от Microsoft будет реализована только через несколько лет, хотя о поддержке этой модели в ее решениях CRM можно говорить уже сейчас.

Oracle, со своей стороны, тоже реализует инновационную стратегию, что нашло отражение в ее перспективном семействе продуктов Fusion. Анонс этого семейства был сделан еще в 2005 году, а недавно в Oracle объявили, что его первая версия будет выпущена в 2008 году. «Пакет приложений Fusion будет соответствовать возможностям динамических приложений, обусловливающих его ориентированный на процессы характер, гибкость, обеспечиваемую SOA, поддержку совместной работы и улучшенные возможности работы пользователей, но сейчас все это в основном обещания, — пишет Хаммерман. — Пока Oracle не проявляет стремления предложить ERP-решение в модели SaaS, что является серьезным упущением, поскольку это может помешать компании конкурировать со своими соперниками в сегменте решений младшего класса, предназначенных для предприятий среднего бизнеса».

SAP сделала важный шаг навстречу среднему бизнесу, предложив свой Business ByDesign, действующий по принципу «по требованию». «С того момента как SAP в конце 2006 года анонсировала этот пакет, руководители позиционируют его как решение SaaS, которое реализует инновационную среду конфигурации приложений для быстрой разработки, не требующее настройки, — отметил Хаммерман. — Этот продукт относится к решениям младшего класса и предназначен для предприятий среднего бизнеса, его отличительными особенностями будут улучшенные функции, бизнес-аналитика с развитыми графическими свойствами и управление процессами, а также интеграция с помощью платформы промежуточного слоя NetWeaver, основанной на SOA».

Есть и еще одна причина увеличения инвестиций в крупных компаниях: более мелкие производители программного обеспечения предлагают надежные приложения, которые заставляют компании вроде SAP создавать и расширять спектр своих решений. Вини Мирчандани, глава компании Deal Architect, которая специализируется на консультировании ИТ-директоров во время переговоров с производителями корпоративного программного обеспечения, утверждает, что большая часть действительно новаторских разработок ведется за пределами той сферы, где обитают SAP и Oracle.

«Так случилось, что основную массу инноваций предлагают вовсе не крупные производители программного обеспечения», — заметил он. Мирчандани имеет в виду инновации в области программного обеспечения, такие как технологии отображений для сервисов и социальный сетей, сенсорные сети, в которых используются технологии RFID и GPS, и предикативный анализ.

Самое большое огорчение для него вызывает тот факт, что, как сложилось исторически, ИТ-директора не ждут серьезных инноваций от крупных производителей. «Я бы спросил у ИТ-руководителей: если вы не рассчитываете на такого рода инновации от них, так за что вы им платите?» — сказал Мирчандани.

Хаммерман назвал одного такого Давида, который бросает вызов Голиафу: компанию Workday. Она вызывает большой интерес, по его словам, в частности потому, что была создана Дэвидом Даффилдом и рядом других ветеранов PeopleSoft. «Все началось с построенного на модели SaaS пакета управления персоналом, который сейчас выпущен в первой версии. После этого он был дополнен приложениями для финансовой сферы, управления ресурсами и управления доходами, в силу чего он теперь отвечает требованиям многих видов сервисных организаций, — отметил Хаммерман. — Этот пакет, не обремененный традиционными архитектурами ERP, отличает ориентированность на пользователя, и он обещает большую гибкость при конфигурации и встроенные средства бизнес-аналитики».

Так когда ИТ-директоров перестала интересовать инновационность? За последний два года стало ясно, что «инновационность» производителей корпоративных приложений — это не более чем «инновационность» крупных корпораций, поглотивших более мелкие компании, которые располагали действительно новаторскими технологиями.

«Так, например, SAP покупает Business Objects: что хорошего это принесет покупателю? Это все игра в ворота Уолл-стрит, — утверждает Мирчандани, также упомянув о недавней попытке Oracle приобрести BEA Systems. — Сейчас технологическая отрасль прислушивается к инвесторам, а не к покупателям».