Рынок VSAT в этом году сделал огромный шаг вперед. Это позволяет надеяться на то, что общественность наконец поймет, что такое VSAT и насколько это хорошоНа 2007 год участники рынка спутниковой связи (VSAT, Very Small Aperture Terminal — «земная станция спутниковой связи с малым диаметром антенн») возлагали большие надежды. Подключение образовательных учреждений к Internet в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в местах, не обеспеченных связью, организация пунктов коллективного доступа и установка таксофонов в нетелефонизированных населенных пунктах в соответствии с государственной программой развития универсальных услуг связи обещали массовые поставки оборудования (и как следствие — снижение цен), развитие сетей, повышение осведомленности о технологии среди потенциальных пользователей. Многие операторы связи ожидали упрощения разрешительных процедур — сложность, длительность и дороговизну процесса получения всех необходимых документов для ввода в эксплуатацию земной станции спутниковой связи большинство считает одним из главных факторов, препятствующих распространению технологии VSAT в нашей стране. Какие-то ожидания оправдались и даже были превзойдены с лихвой, иные сменились разочарованиями. На выставке «ИнфоКом» редакция журнала «Стандарт» собрала представителей компаний-операторов связи, производителей оборудования, аналитиков на круглый стол, посвященный обсуждению результатов реализации значимых телекоммуникационных проектов на основе этой перспективной спутниковой технологии.

Еще прошлой зимой эксперты высказывали осторожные прогнозы относительно количества станций VSAT в России, предполагая, что к концу года оно может достигнуть 15 тыс. штук, утроившись по сравнению с 2006 годом. Сейчас число установленных терминалов оценивается не менее чем в 20 тыс.; только компания «Глобал-Телепорт», обслуживающая спутниковые сети, созданные в рамках проекта «Образование», подключила свыше 5,5 тыс. терминалов, а общее число станций, подсоединенных к сети этой компании, до конца текущего года составит не менее 11 тыс. штук. Сеть компании «Сетьтелеком» выросла за год в два с половиной раза и насчитывает около 3 тыс. станций VSAT, из которых около 600 обеспечивают универсальные услуги связи. По словам руководителя отдела продаж HeliosNet Дениса Ганзы, обе государственные программы позволили их компании увеличить свою сеть в два раза. До конца года HeliosNet планирует сдать 2000-й терминал на территории России; из уже установленных 1200 задействованы для предоставления универсальных услуг.

«Я считаю, что рынок VSAT в этом году сделал огромный шаг вперед. Это позволяет надеяться на то, что общественность наконец поймет, что такое VSAT и насколько это хорошо», — констатировал генеральный директор «Сетьтелекома» Сергей Пехтерев.

Однако тем, кто ожидал упрощения ввоза оборудования и разрешительных процедур, пришлось разочароваться. В ходе реализации проекта «Образование» регулирующим органам стало ясно, что действующий порядок легализации установленных станций препятствует выполнению государственного задания в запланированные сроки. Но вместо того чтобы изменить нормативно-правовую базу, регулятор ограничился частными решениями, упрощающими процедуру только для оборудования, устанавливаемого в рамках данного проекта.

Операторы, вовлеченные в реализацию проекта, отмечают его неприбыльность.

«Коммерческая составляющая этого проекта, к сожалению, практически стремится к нулю, — заявил заместитель директора по маркетингу «Глобал-Телепорт» Александр Лякишев. — Деньги мы получили своевременно, но затраты, которые мы несем, с этими деньгами сопоставимы».

Однако развитие сетей и подключение к ним коммерческих клиентов позволяют предприятиям связи надеяться на потенциальную выгоду, особенно по мере амортизации существенных на данном этапе капитальных затрат.

На фоне программ федерального значения объемы проектов по VSAT, реализуемых для отдельных организаций, выглядят скромными. Компания «Сетьтелеком» строит сеть передачи данных для комплекса автозаправочных станций ТНК-BP с числом терминалов свыше 300. «Рэйс Телеком» ввела в эксплуатацию сеть для Министерства финансов Республики Алтай, насчитывающую 104 станции. И хотя представители операторов связи отмечают значительный спрос на спутниковую связь, в частности со стороны энергетических компаний, развитие рынка сдерживается нехваткой бортовой емкости российских спутников. В январе планируется вывести на орбиту спутник «Экспресс АМ-33» — в позицию 96,5° ВД, и запуск этого спутника, по словам экспертов, приведет к появлению новых операторов связи в регионах Урала и Сибири. Но, даже если на этот спутник перейдут некоторые из существующих операторов, разгрузив таким образом соседние борта, освободившийся ресурс будет задействован очень быстро. «Для того чтобы рынок вздохнул свободно, нужно дополнительно запустить как минимум два-три полноценных спутника», — полагает коммерческий директор «Дозор-Телепорта» Никита Демиденко.

Часть услуг связи и передачи данных может предоставляться с помощью иностранных спутников, но действующее законодательство накладывает на использование зарубежных бортов ряд серьезных ограничений. Производители оборудования VSAT предлагают бороться с дефицитом емкости технологическим способом. Например, генеральный директор «МедиаСпутника» Николай Жизняков рекомендует операторам сделать аудит, с тем чтобы выявить случаи неэффективного использования емкости. По его словам, применение современных способов модуляции и кодирования позволяет увеличить пропускную способность имеющихся каналов на 30-50%.