Шаку Атре: «Сегодня клиенты ждут от поставщиков гораздо большего, чем всего десять лет назад. Интернет полностью изменил отношения, и услуги поставщика открыты клиентам»Шаку Атре — известный эксперт по методологии и технологиям бизнес-анализа, корпоративным информационным системам, хранилищам и базам данных. В течение ряда лет она работала с такими компаниями, как IBM и PricewaterhouseCoopers, написала шесть книг, опубликовала сотни статей в профессиональных изданиях, регулярно выступает с докладами по всему миру. В начале 80-х автору довелось участвовать в переводе на русский язык ее первой книги «Структурный подход к организации баз данных», выпущенной издательством «Финансы и статистика», и долгое время остававшейся настольным пособием для специалистов, студентов и научных работников. Накануне международной конференции IDC по проблемам бизнес-аналитики Шаку Атре рассказала о своем видении использования BI (Business Intelligence) для развития бизнеса.

Ваши работы в области интеллектуальных технологий для бизнеса и хранилищ данных широко известны, в том числе и в нашей стране. Как инструменты и приложения BI вписываются в архитектуру предприятия и как они помогают использовать информационные активы компании для принятия верных решений и совершенствования деятельности?

Взгляните на любое учреждение или коммерческое предприятие. В центре целенаправленной деятельности мы всегда видим две составляющие — бизнес-процессы и клиентов. Они же — главные компоненты архитектуры предприятия. Внедряя более совершенные бизнес-процессы, методологии, показатели и технологии извлечения знаний из данных, бизнес обретает интеллект. Применяя интеллектуальные средства для анализа существующих корпоративных информационных активов, можно оптимизировать операции, сократить циклы разработки, увеличить ценность продуктов и услуг для потребителей, открыть новые возможности для роста. Действуя таким образом, можно сфокусировать маркетинг, а также улучшить отношения с клиентами, деловыми партнерами и поставщиками.

Что движет инновации в области BI и каковы главные вызовы со стороны бизнеса и информационных технологий?

Сегодня клиенты ждут от поставщиков гораздо большего, чем всего десять лет назад. Интернет полностью изменил отношения, и услуги поставщика открыты клиентам. Подумайте, насколько упреждающе активны такие компании, как Amazon или Dell (розничная торговля теперь идет преимущественно через Internet), новые авиакомпании и службы экспресс-доставки наподобие Federal Express. Поэтому главный двигатель инноваций в области BI — это клиент, а бизнес должен все время вкладывать в исследования и разработки, но в то же время стремится к повышению доходности. Технологические проблемы остаются практически неизменными — как вписать новые решения в имеющуюся инфраструктуру, и при этом сохранить прибыль и удовлетворить клиентов; это особенно актуально для компаний со стажем.

На рынке BI заметно усилились тенденции консолидации. Полным ходом происходят слияния и поглощения, и предлагаются интегрированные платформы BI. В то же время остаются «чистые» игроки. В каком, на ваш взгляд, направлении идет развитие?

История обычно повторяется. Крупные поставщики внедряют любые новшества весьма осторожно. Прокладывать новые пути — удел небольших компаний. Именно они, как правило, находят новые решения, в то время как усилия больших компаний сосредоточены на обслуживании и расширении клиентской базы. Новичкам даже с их передовыми идеями долго выдержать давление рынка весьма непросто, и их поглощают. В итоге новая методология, инструменты и приложения воплощаются в усовершенствованных наборах программных продуктов.

Вы консультируете многие компании по вопросам внедрения систем бизнес-аналитики. Какие проблемы стоят перед ними и какие возникают вопросы?

Один из важнейших вопросов — как реально обеспечить возврат инвестиций? Как, начиная проект, убедиться, что выбран верный путь? И в то же время многих интересует, какими будут потери, если оставить все по-прежнему, и ничего не предпринимать. Наконец, решившись на инициативу, какую стратегию движения к цели следует выбрать?

Что вы считаете главными факторами успеха подобных инициатив, и насколько важна общая информационная культура и управляемость компании?

Это основная тема моих докладов на нынешних конференциях в Праге, Варшаве и Москве. Прежде всего, нужно четко понять, и оценить, ради чего предпринимается проект. Сразу же нужно определить лидера. Очень важно правильно организовать и настроить команду разработчиков. Они должны хорошо понимать, чего ждут от системы пользователи — от высшего руководства до рядовых сотрудников, потому что всем движут люди, их привычки и устремления. Если большинство работает с электронными таблицами, не надо их искоренять, постройте новую систему на привычном интерфейсе. Избегайте поставщиков, которые, не вникая в ваши задачи, убеждают, что их продукт может все. Сфокусируйтесь, двигайтесь к цели небольшими шагами, ставьте решаемые задачи, и всякий раз, получив решение, сопоставляйте результат с целями разработки и не забывайте о возврате инвестиций.

Как, на Ваш взгляд, могут измениться технологии бизнес-аналитики в ближайшем будущем?

Основные изменения будут связаны со способом общения человека с системой. Пользователей сейчас особенно интересуют мультимедийные Internet-технологии, в частности Web-аудио и видео.