«Ни о какой панике речь не идет, - утверждает Алан Кренс, аналитик компании Technology Business Research. – Безусловно, это было сделано в срочном порядке, но это не паника».

Девид Смит, ведущий аналитик Gartner по корпорации Microsoft, также отказался назвать эту покупку, самую крупную за всю историю Microsoft, панической. Он большее внимание обратил на конкуренцию между Google и Microsoft. «Необходимо рассматривать этот шаг в контексте всех остальных сделок, - сказал Смит. – В случае с DoubleClick компания Google опередила Microsoft, как и в 2005 году, предложив сделку по поводу AOL, и в 2006 году – с MySpace. В каждом случае предложение Microsoft оказывалось менее выгодным. На этот раз корпорация хотела быть уверена в том, что большую цену не предложит никто».


Провокационная цена

Разговоры о панических действиях Microsoft спровоцировала цена. Кренс считает, что столь высоко цена на aQuantive поднялась из-за состоявшихся за последние два месяца сделок – DoubleClick и Google, оставшаяся часть Right Media и Yahoo, 24/7 Real Media и WPP Media Group.

Во время пресс-конференции некоторые финансовые аналитики попросили руководителей Microsoft объяснить, почему именно 6 млрд. долл. «Мы уверены, что выбрали правильную компанию для покупки, - заявил Крис Лидделл, финансовый директор Microsoft. – Поэтому мы готовы заплатить цену, о которой сегодня говорим». Лидделл признал, что цена высокая, поскольку Microsoft вынуждена была защищаться от возможных предложений конкурентов.

Несмотря на то что руководители Microsoft отрицают, что эта сделка была заключена в ответ на действия Google (при этом не называя имени конкурента по сервисам поиска и онлайновой рекламы), аналитики были не настолько сдержаны. «Microsoft пыталась создать такой бизнес внутри компании, но особых результатов не добилась. И поэтому разрыв между ними и Google становился все больше», - заметил Кренс.
«Безусловно, это сделано для того, чтобы Microsoft могла конкурировать с Google», - вторит ему Смит.

И Кренс, и Смит утверждают, что aQuantive - это хороший выбор для Microsoft, который может, фактически, стать чем-то большим, чем компенсация за потери, связанные с покупкой DoubleClick компанией Google. «Вполне возможно, что это конкуренция со сделкой DoubleClick, - заметил Смит. – aQuantive – это важная недостающая часть для Microsoft, и огромный шаг в верном направлении».

«Это дает им возможность конкурировать с Google, - добавил Кренс. – Microsoft четко понимает, что у нее нет времени на разработку многофункциональной платформы, и она вынуждена ее покупать. Безусловно, у Google и Yahoo есть преимущество на старте».


«Давить» финансами

Лидделл высказался примерно теми же словами, отвечая на вопрос о высокой цене, которую компания заплатила за aQuantive. «Мы будем использовать преимущества нашего финансового положения, если считаем это необходимым для того, чтобы поддержать рост компании за счет приобретений, - сказал он. – Мы всегда будем готовы сделать стратегическую ставку, когда это нужно».

Втрое большая, чем предыдущая самая крупная покупка Microsoft, сделка с aQuantive, по словам Лидделла, является значительной, но это небольшая часть от 35 млрд. долл., которыми располагает его компания.
Какой бы крупной ни была эта сделка, она не решит всех проблем Microsoft в ее конкуренции с Google и Yahoo. «Самое главное сейчас – это увеличить трафик на их Web-сайте. Даже самый лучший инструмент в мире не поможет, если нет трафика, - считает Кренс. – Рекламодатели хотят видеть трафик».

Однако Microsoft удалось приблизиться к Google весьма незначительно. Согласно данным  компании comScore, на долю MSN приходится лишь 10,9% всех запросов, генерируемых пользователями, в то время как у Google этот показатель равен 48,3%. Yahoo занимает промежуточную позицию между ними с 27,5%. «Такое впечатление, что ничто не поможет сократить отрыв от Google», - заметил Кренс.

На очереди Yahoo?

Решением может стать своего рода договоренность с Yahoo, вторым игроком на этом рынке. Объедините доли Yahoo и Microsoft, и сразу расстановка сил на рынке поиска (и, таким образом, рекламные доллары, получаемые от трафика) становится 48% против 38%.

Слухи о мегасделке между Microsoft и Yahoo появились только на прошлой неделе. Пока это только слухи, но рациональное зерно в возможном партнерстве или покупке есть. «Сделка с Yahoo могла бы стать долгим путем к решению проблемы с трафиком корпорации Microsoft», - подчеркнул Кренс.

Даже если этого никогда не произойдет, сообщение о сделке будет иметь долгосрочное влияние, причем не только на рынок онлайновой рекламы. «Речь идет не столько о рекламе, сколько о том, что стратегию создания новых продуктов Microsoft связывает с Internet, - сказал Кренс. – Компания будет предлагать самые разные серии онлайновых сервисов, в том числе свои основные продукты Windows и Office, поэтому здесь больше делается ставка на онлайновый бизнес, а не на рекламу».