«Директор информационной службы»

Покупка Depo компании Softkey позволит обеим компаниям развить свой бизнес
Феликс Мучник: «Softkey ориентирован на массовое обслуживание, Depo — на производство и продажи для массового рынка, в этом наши интересы согласуются»

Покупка «дочкой» IBS, компанией Depo Computers, крупнейшего на российском рынке Internet-регистратора программных продуктов Softkey и объединение под маркой Depo Computers центра электронного бизнеса «Дилайн», Deacom и Depo, не так давно выделившихся из «Дилайна», в общественном мнении связали с грядущим выходом IBS на IPO. Однако в Depo прямую связь покупки и реструктуризации отрицают.

Выход на IPO — способ займа, но более дешевый, чем в банке. Где бы ни пришлось занимать денег, повышать свою привлекательность надо, и по большому счету не важно, что является причиной, а что следствием: реструктуризация или выход на рынок IPO. С другой стороны, ясно, что наличие софтверного бизнеса позволит IBS повысить свою капитализацию, как бы этот факт ни замалчивался, а покупка и объяснялась требованиями бизнеса.

Сергей Эскин, генеральный директор Depo Computers, утверждает: «Все преобразования обусловлены требованиями бизнеса… Наша цель — стать лидером рынка российских производителей ПК». Кроме того, в компании подчеркивают свое желание предоставить клиентам больше услуг, в том числе и по приобретению необходимого программного обеспечения; покупка Softkey должна дать ей такую возможность.

Потребности Depo в программном обеспечении всегда удовлетворялись дистрибьюторами, приобретение Softkey позволит отказаться от этой схемы.

«Раньше в Depo мало занимались продажами программного обеспечения. Это были в основном корпоративные продажи, OEM-версии. Выход на частного клиента, на уровень малого и среднего бизнеса (а это сегменты, в которых Depo рассчитывает увеличить свое присутствие) требует возможности предоставления дополнительных услуг, системы обслуживания, проектов по информационной безопасности, а также продажи программного обеспечения, — полагает Феликс Мучник, генеральный директор Softkey. — Мы ориентированы на массовое обслуживание, Depo — на производство и продажи для массового рынка, в этом наши интересы согласуются».

Брэнды Softkey и Depo пока сливать не планируется: у них слишком разный и не сопоставимый по своим масштабам бизнес.

«Пока в этом нет смысла: разные команды, разные люди, разные специализации и профессиональные навыки, — утверждает Мучник. — Это не слияние, это синергия. Со временем ?перекрестное опыление? произойдет, и интеграция станет неизбежной».

К тому же Softkey сегодня обслуживает не только клиентов Depo, и терять их, как полагает Мучник, было бы неразумно.

В дальнейшем предполагается полное разделение функций: Softkey отвечает за поставку программного обеспечения, Depo — за производство и продвижение ПК.

В настоящее время у Depo есть дистрибьюторские контракты на поставку OEM-версий программных продуктов, однако предполагается, что в дальнейшем все «софтверные дела» перейдут в руки Softkey.

«Сейчас обороты, приходящиеся на долю продукции Microsoft, в Depo сравнимы с оборотами в Softkey, — рассказывает Мучник. — Корпоративные заказы, за исключением ОЕМ, уже проходят через нас и порождают дополнительный ассортимент, таким образом в группе наших реселлеров появился большой партнер — Depo».

Softkey получает благодаря сделке дополнительные ресурсы, каналы сбыта и опыт компании Depo по массовому обслуживанию клиентов. Процент корпоративных пользователей, который у Internet-магазина сейчас невелик, как ожидается, существенно вырастет. Использование информации о корпоративных заказах Depo дает возможность выяснить потребности такого рода клиентов и предложить под определенные проекты набор программного обеспечения.

«Для нашей сети региональных посредников, которых около 800, это очень полезно, — признает Мучник. — У Depo продажи разделены на два сектора — корпоративные и розничные, и у нас сейчас также идет процесс разделения отдела продаж».

По мнению Эскина, для Depo партнерские отношения в области поставки программных продуктов и послепродажных сервисов невыгодны: «В случае партнерских отношений мне, как производителю ПК, необходимо произвести настройки программного обеспечения, которые бы однозначно отсылали клиента к партнеру, то есть организовать дополнительный информационный поток, сообщающий клиенту о возможностях, рекомендующий конкретный магазин, а также встроить систему оплаты. А потом договариваться с партнером, требуя оплаты в 150 у.е. за каждый ПК, что для партера будет неподъемной ценой. Поэтому надо было либо самим создавать систему обслуживания, либо быть уверенным в партнерстве, то есть купить Softkey».

Кроме того, по мнению Эскина, покупка дает Depo возможность выйти на международный рынок: у Softkey развита сеть филиалов, налажена система поставок и взаимодействия с платежными системами. Мучник подтвердил это предположение: «Если у Depo появится желание продать компьютеры в Израиль, то мы будем помогать им в приеме платежей, локализации сайтов и служб, организации контакт-центра, приеме запросов от клиентов и т. п. Наши люди и наши платежные системы смогут обслуживать Internet-магазины Depo за рубежом».

Возможно, первое последствие покупки состоит в том, что компьютеры Depo начали «насыщать» программным обеспечением. Так, на них появился «Антивирус Касперского», прилагается диск с играми и диск с некоторыми другими программами (раньше клиент получал только ОЕМ-версии Windows и иногда Microsoft Office). В нескольких тысячах машин, по словам Мучника, установлен пробный каталог Softkey, что может навести клиента на мысль о покупке программного обеспечения. Softkey планирует предустанавливать на ПК для розничных продаж по десять-пятнадцать программ.