В России каждый год выпускается 2,5 тыс. специалистов по информационной безопасности при потребности 5 тыс.
Евгений Белов: «Необходимо учитывать социальные последствия реализации новой схемы подготовки специалистов по двухступенчатой схеме»

В рамках Национального форума по информационной безопасности прошла конференция, посвященная проблемам образования. Открывая ее, начальник департамента аппарата Совета безопасности Анатолий Стрельцов отметил, что необходимо увеличивать в валовом внутреннем продукте долю отраслей экономики, связанных с производством знаний, с созданием и внедрением наукоемких технологий и других продуктов интеллектуальной деятельности. В достижении этого, безусловно, главенствующая роль принадлежит системе образования. При всех существующих проблемах (слабое развитие современных методов обучения, недостаточное финансирование и др.) наши специалисты — математики и программисты ценятся во всем мире. Но отечественные вузы не справляются с подготовкой нужного для нашей страны количества выпускников по требуемым специальностям. В частности, в стране каждый год выпускается 2,5 тыс. специалистов по информационной безопасности при потребности 5 тыс.

Отчасти это влияет на то, что система обеспечения информационной безопасности страны, сложившаяся к настоящему времени, в недостаточной мере способна противостоять современным угрозам, связанным с возможностью использования информационных и коммуникационных технологий в террористических и других преступных целях. Об этом говорится в проекте Стратегии развития информационного общества в России, разработанном в Совете безопасности РФ, где для повышения качества образования, в частности, предлагается сохранить систему классического университетского образования.

В этом документе, наряду с необходимостью совершенствования технологических и правовых аспектов, декларируется развитие системы подготовки специалистов по вопросам обеспечения информационной безопасности.

Многоуровневое высшее

Самой горячей темой конференции был план мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования, разработанный Министерством образования и науки РФ. Планом предусматривается введение в нашей стране системы многоуровневого высшего образования (бакалавриат — магистратура). Законопроект «О внесении изменений и дополнений в закон РФ ‘Об образовании’» предполагается ввести в действие с 1 сентября 2007 года.

Разработчики законопроекта считают, что переход к двухуровневой системе высшего образования будет способствовать сокращению числа специальностей и направлений подготовки. Выпускники первого уровня смогут работать, говоря упрощенно, исполнителями, а второго уровня — осуществлять научно-исследовательскую деятельность, становиться топ-менеджерами и бизнесменами.

Евгений Белов, заместитель председателя Совета учебно-методического объединения высших учебных заведений по образованию в области информационной безопасности, считает всякое механическое заимствование «чужестранных моделей, подходов, путей и механизмов реформирования социальных систем» в корне ошибочной стратегией. Он также уверен, что во всех преобразованиях должны учитываться национальные условия, ограничения и приоритеты. Переход высшего образования к двухуровневой системе Белов назвал делом вынужденным, указав на то, что обсуждаемые законопроекты по данной системе не предусматривают механизмов определения структуры бюджетных мест для получения двух уровней образования. Кроме того, введение раздельного конкурсного поступления на эти уровни может привести к лишению граждан возможности получения бесплатного образования на уровне магистратуры. В этом случае степень бакалавра, скорее всего, будет преобладать, а на магистра, по самым оптимистическим оценкам, продолжат учиться 20-30% студентов.

В области информационной безопасности, по словам Белова, необходимо, в силу специфики предмета, оставить единую систему «моноуровневой» подготовки. В этом, по его словам, поможет нормативно закрепленный федеральный, ведомственный или региональный заказ.

Ведомственный заказ

В пользу моноподготовки студентов выступает и Федеральная служба охраны. Например, Василий Казачок, представитель Академии ФСО России, полагает, что переход на двухуровневую систему обучения специалиста по защите информации не только нежелателен, но и может привести к катастрофическим последствиям, нарушив непрерывность образования.

«Уже сегодня в рамках существующей системы подготовки нам необходимо увеличивать объемы практических занятий, а реализовать это на уровне бакалавриата просто невозможно», — заявил он.

Аналогичные соображения высказал и представитель Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота Игорь Ветров, говоря о подготовке специалистов по радиоэлектронике и офицеров службы безопасности, на которую требуется не менее пяти лет непрерывного обучения.

Тем не менее двухуровневая система образования, скорее всего, победит. Вадим Кравченко, представитель Института информационных наук и информационной безопасности РГГУ, считает, что вузам предстоит решить четыре задачи: укрупнить образовательные области; увеличить длительность обучения до шести лет с промежуточным уровнем (четыре года), на котором осуществляется аттестация на бакалавра, а для перехода на следующий уровень требуется пройти дополнительный конкурс; сформировать требования к содержанию процесса обучения и к выпускнику на основе соответствующих компетенций; освоить построение учебного процесса в форме зачетных единиц.

По словам Кравченко, наиболее сложной представляется задача формирования зачетных единиц как элементов образовательной программы. Как это сделать, пока не ясно, хотя срок поставлен — 2007 год.

По мнению Белова, двухуровневая система образования в области обеспечения информационной безопасности тоже должна найти свое применение. Дело в том, что существует значительный сегмент профессиональной сферы деятельности, где требуются не разработчики средств и систем защиты информации, а менеджеры по информационной безопасности, специалисты по эксплуатации средств защиты. Это вместе с тем не означает снижение требований, предъявляемых к организации и образовательному процессу.

Также на конференции были представлены для обсуждения проекты нормативных и правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность в области информационной безопасности и защиты государственной тайны.