Hewlett-Packard — один из долгожителей ИТ-рынка и одна из влиятельнейших компаний, причем не только в компьютерной отрасли. В конце 2006 года HP удалось вернуть себе титул лидера мирового рынка персональных компьютеров. В России HP также представляет собой достаточно крупный субъект экономики. Computerworld Россия попытался разобраться, насколько глубоко эта компания вросла в российскую почву, насколько уверенно себя в ней чувствует ее руководство и каким видятся ему перспективы развития бизнеса на российском рынке

Выяснилось, что одним из приоритетных направлений на ближайшие несколько лет станет осуществление исследовательских проектов и разработок в России и экспорт услуг. На вопросы обозревателя Ирины Шеян отвечает вице-президент HP и генеральный директор HP Россия Оуэн Кемп.

Что представляет собой HP Россия как российская компания?

Политические и экономические условия влияют на нас точно так же, как и на любую другую российскую компанию, мы живем в этой экосистеме уже почти 40 лет. При этом мы — глобальная компания со штаб-квартирой в США. Особенности этого положения могут служить примером того, как можно, с одной стороны, быть успешной компанией на российском рынке, а с другой — действовать в соответствии с тенденциями рынка мирового. К построению такой работы местные компании будут также приходить по мере выхода на зарубежные рынки. На моих встречах с руководителями российских компаний, причем не только компьютерных, часто заходит речь о том, как работает глобальная компания, как организованы ее бизнес-процессы и отчетность.

Как вы оцениваете перспективы российской экономики и будущее HP в России?

Я работаю здесь три года. Это был весьма динамичный период, работа на растущем рынке по сравнению со зрелым — это огромное удовольствие, для меня гораздо более сильное. Я очень доволен этим периодом, несмотря на большой объем работы и стресс, который всегда приносит организации быстрый рост и решение связанных с ним вопросов. И я полагаю, что этот рост еще не завершился, потому что вступление в ВТО принесет России гораздо больше инвестиций, пройдет множество слияний и поглощений, вырастет конкуренция. Все это изменит методы работы российских компаний, которые уже выходят на зарубежные рынки, подстегиваемые близким вступлением в ВТО. Думаю, нас ждут большие перемены, но тот, кто инвестирует, сможет удержать свою долю рынка.

Нет ли у вас опасения, что в случае очередного экономического кризиса, например в результате падения цен на нефть, придется решать судьбу огромного штата сотрудников?

Просчитав наши риски в России на три года вперед, мы не стали учитывать возможные потери от снижения цен на нефть. Даже если такое случится, это создаст дополнительные потребности для снижения издержек и внедрения более эффективных ИТ-решений в России. Я помню 1998 год, мы сохранили тогда свою долю рынка; было нелегко, но перемены стали стимулом к росту.

Принимает ли HP участие в решении макроэкономических проблем, например связанных с кредитованием, поддержкой малого бизнеса?

Оуэн Кемп: «Прошедший год был годом регионального развития и увеличения наших сервисных возможностей. Мы продолжим развивать эти направления и в 2007 году, но к ним добавится еще один приоритет — экспорт в адрес материнской компании и ее заказчиков. Проекты, выполненные в этом году, — лишь проверка наших способностей, качества взаимодействия между российскими научно-исследовательскими организациями и разработчиками ПО. Мы надеемся, что эта работа в дальнейшем будет расширяться»

Да, у нас есть специальные программы для SMB, но мы могли бы делать еще больше, поэтому мы постоянно ищем новые возможности, чтобы ускорить развитие этого сегмента. На зрелых рынках SMB — один из крупнейших сегментов для нашего бизнеса. Пока в России он еще молод, но очень быстро развивается. Кстати, в бизнесе HP Россия сегмент SMB также растет быстрыми темпами, особенно в некоторых регионах.

В рамках нашей программы MAP,Micro-Enterprise Acceleration Program, мы организовали несколько компьютерных классов, где начинающие предприниматели, а также сотрудники малых предприятий могут пройти обучение эффективному использованию ИТ. Еще один проект, который мне очень импонирует, — это наше сотрудничество со Школой изящных искусств Фаберже: для абитуриентов, которые в будущем создадут свой бизнес, став ювелирами, дизайнерами одежды, художниками, мы также основали компьютерный класс, где они изучают, чем им могут быть полезны информационные технологии.

Ранее компания говорила о своем намерении участвовать в государственных программах развития предприятий малого и среднего бизнеса. Можно ли привести примеры таких программ?

Участие в таких программах мы обсуждаем с правительством Москвы. Не могу раскрывать детали, которые сейчас находятся в стадии обсуждения, но мы всегда откликаемся на предложения о сотрудничестве в проектах для SMB и постоянно ищем и рассматриваем дополнительные предложения. Ряд таких проектов координируется правительством Москвы и федеральным правительством. Мы действительно нуждаемся в рекомендациях государства, куда идти, чему уделять внимание, какие предприятия готовы получить нашу поддержку. Тогда мы знаем, где нас поддерживают на уровне администрации.

Помимо программ для SMB, участвует ли HP в каких-либо других программах?

В программах исследований, разработки программного обеспечения и нашей экспортной деятельности требуется участие локальных компаний. Пример взаимовыгодного сотрудничества — проект построения центра обработки данных с институтом имени Курчатова. Мы передаем в институт знания и новейшие технологии, которые возвращаются к нам в равном или большем объеме, в то же время способствуя развитию науки в России. Эта программа HP в России молодая, ей всего лишь год, но уже по всей стране идет порядка 15 исследовательских проектов с нашим участием.

В Польше HP инвестировала в проект внедрения системы выдачи водительских прав 10 млн. евро. Есть ли подобные проекты в России?

За каждое выпущенное удостоверение получивший его польский гражданин платил правительству, которое в свою очередь по факту компенсировало нам стоимость количества выданных удостоверений, за счет чего постепенно возвращались вложенные средства. Мы бы с удовольствием участвовали в подобных проектах и в России. При расчете эффективности таких инвестиций поддержка проекта наиболее интересна, если он окупается в обозримый период времени, например в течение трех-пяти лет. Кроме того, для старта нужна правительственная инициатива и поддержка, как в этом случае, когда Польше было необходимо срочно ввести водительские удостоверения нового образца по стандартам ЕС. И можно было точно просчитать, сколько удостоверений потребуется выдать за определенный период, и сформировать ценовое предложение с приемлемой окупаемостью.

Каким образом формируется местная политика компании? В каких рамках московское представительство самостоятельно принимает решения?

Мы должны следовать стандартам ведения бизнеса, принятым на уровне компании в целом, и в то же время учитывать российскую специфику и потребности. Основным механизмом для этого служит работа с локальными партнерами. Наша ежедневная забота — поиск баланса между нашими возможностями, знаниями, продуктами, способами ведения бизнеса и возможностями партнеров, понимающих местную специфику, требования и нужды рынка.

Как происходит определение объема вложений в определенный рынок: вы рассчитываете объем и эффективность требуемых инвестиций, отправляете цифры «наверх», запрашиваемый объем не дают, дают чуть меньше?

Очень похоже! Существует много фиксированных параметров, которые не могут быть изменены, таких как глобальные цены, мы не можем их сильно завышать или нести убытки по каким-то позициям. Продукты, организационная структура — это константы. Наша организационная структура должна соответствовать мировой, иначе будут проблемы с коммуникациями. Надо сказать, что иногда глобальная оргструктура не соответствует местным условиям, но если ее изменить, некоторые сотрудники могут остаться без поддержки бэк-офиса и штаб-квартиры.

Однако соотношение между направлениями бизнеса сильно зависит от зрелости рынка. Мы стараемся, чтобы наш рост опережал рост рынка в целом, поэтому мы изначально ставим наши цели немного выше, чем прогнозы IDC и Gartner по росту наших целевых рынков. Зная планируемый оборот, при фиксированных ценах ясно, какая будет маржа, и возможно рассчитать объем необходимых финансовых ресурсов.

Какой кадровой политики придерживается компания? Судя по президиуму пресс-конференции HP, проведенной по итогам года, на ключевых постах у вас только нероссийские граждане.

Политика набора персонала такова, что в будущем российский офис должен полностью состоять из российских граждан. Потому что мы — российская компания, у нас на данный момент всего 0,5% иностранцев. Причина, по которой я здесь, — продолжение программы инвестиций в Россию, требующей специального опыта управления инвестиционными проектами. Рост компании требует активного набора персонала: в 2006 году мы приняли на работу свыше 200 человек, в 2007 году продолжим такой же интенсивный набор.

Поскольку в Москве это становится сложнее и дороже, мы планируем чаще нанимать специалистов из регионов, и в ближайшие три-четыре года получим более равномерное географическое распределение персонала. Может быть, это несколько опередит развитие самих регионов, зато позволит обеспечить задел для работы с ними.

Вы сами утверждаете людей на ключевые посты?

Да, безусловно. Но не я один, в каждом интервью принимают участие три-четыре человека. Мы стараемся обеспечить обмен информацией между компанией и кандидатом, чтобы последний получил более ясное представление об особенностях корпоративной среды, отношениях между сотрудниками. Я всегда стараюсь познакомить кандидата с его будущими коллегами. Возможно, это замедляет процесс, но позволяет нам сохранить особенную корпоративную культуру HP.

HP не имеет собственных складов в России, с чем это связано?

У нас ни в одной стране нет своих складов, это всегда услуга, оказываемая нам третьей стороной.

Предоставляет ли HP свои прайс-листы в Федеральную таможенную службу?

Для некоторых категорий потребительских товаров это сделать просто, и мы можем предоставлять регулярно эту информацию, но у нас огромный ассортимент, от фотокамер до суперкомпьютеров. Комплектация некоторых продуктов часто меняется, многие решения делаются под определенные потребности бизнеса заказчика и стоимость зависит от заказа. Поэтому в HP Россия существует специальное подразделение по работе с таможней, которое ведет диалог с таможенными службами о том, как правильно построить работу.

Многие решения были найдены в ходе переговоров по ВТО, к которым подключался наш вашингтонский офис, и я надеюсь, что в течение ближайших шести-восьми месяцев некоторые оставшиеся вопросы также будут решены.

Каковы основные направления инвестиций HP в России?

Прошедший год был годом регионального развития и увеличения наших сервисных возможностей. Мы продолжим развивать эти направления и в 2007 году, но к ним добавится еще один приоритет — экспорт в адрес материнской компании и ее заказчиков. Проекты, выполненные в этом году, — лишь проверка наших способностей, качества взаимодействия между российскими научно-исследовательскими организациями и разработчиками ПО. Мы надеемся, что эта работа в дальнейшем будет расширяться.

Вы имеете в виду заказы на разработку?

Разработка и поддержка ПО, экспорт услуг российских специалистов и особый упор на фундаментальные исследования — в области нанотехнологий, grid. Это основные направления инвестиций, думаю, ближайшие годы для HP Россия будут годами экспорта. Экспорт — это не обязательно нечто в больших коробках, это также и передача знаний, партнерство и осуществление совместных проектов с исследовательскими организациями в России. Конечно, эти направления требуют инвестиций в персонал, выполняющий заказы зарубежных клиентов из России. HP и сама по себе огромный рынок для российских компаний: мы тратим на разработки и исследования около 3,5 млрд. долл. в год.

На глобальном уровне HP стремится к сокращению затрат. А в России общий объем инвестиций компании в рынок тоже уменьшается или же имеет тенденцию к росту?

На глобальном уровне HP блестяще справляется со снижением операционных расходов: на ИТ, помещения, управление. Зачем это нужно? Чтобы освободить деньги для реинвестирования в растущие, многообещающие рынки! Например, в Россию.

Что больше: инвестиции HP в России или полученные здесь доходы?

Если бы мы терпели убытки, я бы здесь не сидел. В рамках своей структуры мы можем жертвовать маржой на некоторых рынках и в состоянии сами финансировать многие проекты. Но сроки окупаемости некоторых из них, например проекта регионального развития, выше среднего, и для таких проектов нужна дополнительная поддержка компании. Отдачи же от научных разработок придется ждать еще дольше: до момента, пока они «превратятся» в позицию в прайс-листе, может пройти десять лет.

Подводя итоги года, вы говорили, что ожидали более высоких результатов работы аутсорсингового подразделения. Как вы оцениваете перспективы аутсорсинга в России?

Время работает на нас. Может быть, наши клиенты еще не оказались в условиях такой жесткой конкуренции, чтобы принимать радикальные решения по аутсорсингу определенных видов работ. Однако, выходя на зарубежные рынки, они смогут обратиться к нам за помощью в обеспечении ИТ-инфраструктурой, которой они там не обладают. При слияниях и поглощениях бывает необходимо сводить воедино разнородные ИТ-системы. Почему бы не поручить это нам?

Насколько глубоко продукты HP адаптируются для работы в России?

У нас есть специальный департамент, который занимается техническими нормативами, локализацией, сертификацией и лицензированием. При локализации вносятся изменения в упаковку, конфигурацию, набор опций. Но мы не производим продуктов, которые изначально предназначались бы только одному рынку.