VII международный форум Billing IT Telecom

Отраслевые ИТ-форумы всегда в той или иной мере характерны тем, что вендоры стремятся своими докладами разбудить интерес аудитории к своим собственным продуктам. Отличием же является степень отхода докладчиков от конкретных продуктов к понятиям более общим — к тенденциям рынка и к методологиям, на которых продукты основаны. Повышение интереса к подобным вещам часто свидетельствует о том, что предприятия отрасли находятся в непростом положении и вынуждены думать, как им измениться, чтобы жить впредь так же хорошо, как и раньше. Ежегодный международный форум Billing IT Telecom, по свидетельству участников, продемонстрировал рост интереса к методологиям, лежащим в основе систем поддержки бизнеса и операций (Operations Support System/Business Support System, OSS/BSS). Свои продукты и услуги представили на нем, среди прочих, компании IBM, Eastwind, «Техносерв А/С», NetCracker Technology, Alcatel-Lucent, «Интек», Amdocs и Comverse.

Состояние систем OSS/BSS в телекоммуникационных компаниях логично связывается с состоянием телекоммуникационного рынка как такового. Не секрет, что игроки этого рынка претерпевают жесткую конкуренцию и вынуждены одновременно расширять набор услуг и увеличивать их качество вслед за запросами пользователей, обеспечивая конвергенцию — услуг, платформ и видов платежей — и производить внутреннюю реорганизацию, чтобы увеличить собственную гибкость и снизить издержки. Чтобы оставаться в таких условиях оперативной и гибкой, система OSS/BSS должна быть структурно простой, а потому единой, а ее изменения (например, вводящиеся и исключающиеся из прайс-листов услуги) должны быть реализованы в виде подключаемых модулей, имеющих стандартный интерфейс. В противном случае в ходе эксплуатации программная система постепенно начнет напоминать запутанный набор исправлений и заплат одна поверх другой, и гибкость, устойчивость и масштабируемость ее будут снижаться.

Единство системы и гибкость подключения к ней модулей — те качества, которые призвана обеспечить сервис-ориентированная архитектура, на которой строятся современные корпоративные информационные системы. Сервисы, то есть элементарные бизнес-функции, привязываются в ней лишь к сервисной шине предприятия (Enterprise Service Bus, ESB), но не друг к другу. Это значительно упрощает всю систему структурно и повышает ее масштабируемость.

С целью адаптации системы биллинга к постоянно появляющимся новым услугам часто вводят так называемую систему «предбиллинга» (mediation). Она занимается сбором, сопоставлением, проверкой, агрегированием данных для тарификации от различных источников и переводом их в обобщенный формат тарифицируемых услуг. Ввод этой системы позволяет оператору избежать непрерывной модернизации биллинга и корректировать лишь алгоритмы формирования исходных данных в предбиллинге.

Однако недостаточно вводить новые услуги, хорошо бы еще не терять деньги на техническом несовершенстве предоставления старых услуг. Мероприятия, направленные на снижение потерь доходов от момента начала предоставления услуг до момента выставления счета, входят в сквозной процесс, названный revenue assurance; доклад на эту тему на форуме был представлен компанией PricewaterhouseCoopers. Около 70% внутренних потерь доходов операторов (обычно 5-8% от прибыли) связаны с операционными рисками таких бизнес-процессов, как конфигурирование и учет ресурсов сетевого оборудования, сбор и обработка данных о трафике, тарификация, биллинг.

Данными рисками можно управлять, если деятельность по учету доходов внедрена в ежедневные бизнес-процессы компании, ее корпоративная культура это поддерживает, а трудоемкие контрольные процедуры (контроль маршрутизации вызовов, сверка биллинга, проверка корректности и полноты выставления счетов, проверка корректности взаиморасчетов между операторами) автоматизированы.

Представленные идеи иногда выглядят не слишком близкими к практической, ежедневной деятельности телекоммуникационных компаний. Тому есть несколько причин. Так, по мнению специалистов PricewaterhouseCoopers, системы OSS/BSS у операторов, как правило, внедряются достаточно хаотично, и биллинг работает несколько в отрыве от всего остального. Кроме того, динамика рынка часто бывает довольно велика, а внедрение OSS/BSS — процесс не одномоментный, его цели успевают поменяться, в отличие от системы, гибкость которой оказывается недостаточной. Но рынок связи — в частности, сегмент дальней и международной связи — либерализуется и, значит, становится жестче; он не простит непонимания происходящего и неумения считать деньги. Рыночная ситуация приводит ко все большей актуальности проблематики OSS/BSS.