Представители отечественных ИТ-компаний оценивают свои перспективы после вступления России в ВТО

После подписания двустороннего соглашения между Россией и США стало очевидно, что присоединение нашей страны к ВТО — лишь вопрос времени. Однако те изменения, которые ждут российскую экономику после этого, оцениваются неоднозначно. Наряду с несомненными плюсами — снижением пошлин и упрощением таможенных процедур — некоторые прогнозируют усиление позиций западных компаний на российском рынке, что может негативно сказаться на отечественном бизнесе.

Споры о преимуществах и недостатках вступления России в ВТО нашли свое отражение и в позиции представителей ИТ-отрасли. Многие из них признают, что в новых условиях конкурировать с западными игроками будет сложнее, однако уверены, что отечественные ИТ-компании имеют хорошие шансы на успех.

Николай Комлев, исполнительный директор ассоциации АП КИТ:

Вопрос об отношении ИТ-бизнеса к вступлению России в ВТО мы обсуждали неоднократно, особенно в 2003-2004 годах. Вместе с Мининформсвязи участвовали в подготовке документов по позиции России при вступлении в ВТО, вместе с Российским союзом предпринимателей и импортеров и Российским союзом промышленников и предпринимателей обсуждали эту тему с директором департамента торговых переговоров МЭРТ Михаилом Медведковым.

Большинство склонялось к тому, что нам трудно что-либо потерять. Все глобальные конкуренты, которые хотели присутствовать в России, уже здесь. Таможенных барьеров на их пути государство не создавало. Со вступлением в ВТО таможенные процедуры станут проще и прозрачнее, выровняются условия их прохождения, исчезнут некоторые пошлины. Появятся условия для ведения бизнеса «в белую». Если говорить об экспорте, то наше бюрократическое государство создало такие барьеры, что те немногие производители, которые у нас есть, почти целиком вынесли «места экспорта» из России. Вполне вероятно, ВТО и здесь окажет благотворное влияние: государство хотя бы упростит заградительные процедуры.

Несколько иная позиция была у отдельных региональных компаний. Небольшие сборщики, компьютерные магазины опасались прихода сетевых компаний. Впрочем, они опасались и западных глобальных игроков, и московских; так что дело здесь не в ВТО.

Конечно, конкуренция обостряется, но не только по причине вступления в ВТО. Соответственно растет уровень обслуживания клиентов. Именно на этом поле и стоит искать конкурентные преимущества, особенно в регионах. Лучшее понимание специфики региона и знание менталитета, более тесные связи с местной бизнес-элитой, большая гибкость и оперативность в приемах работы помогут отечественным компаниям выиграть в конкурентной борьбе с иностранными игроками.

Максим Сорокин, президент компании OCS:

Последствия для ИТ-рынка от вступления России в ВТО нужно рассматривать в двух аспектах.

Первый аспект — непосредственное влияние: цены на рынке, усиление конкуренции за счет прихода западных игроков и пр. В этом аспекте я оцениваю влияние как чрезвычайно низкое; скорее всего, оно будет просто отсутствовать. ВТО регулирует импортные пошлины, которые и сегодня по большинству категорий ИТ-оборудования равны нулю. Основной платеж импортера при ввозе ИТ-продукции, — НДС, который никоим образом не регулируется ВТО. И вообще, главная проблема «закрытости» России для западных игроков вовсе не законодательство, а контроль над его соблюдением. И вряд ли вступление России в ВТО что-нибудь изменит в этом вопросе.

Второй аспект — опосредованное влияние. В России есть отрасли, где импортные пошлины установлены, и достаточно существенные. Для этих отраслей вхождение в ВТО, несомненно, будет означать повышение конкуренции с западными производителями. Что нужно, чтобы бороться? Повышать эффективность производства, а для этого вводить более результативные бизнес-процессы, которые немыслимы без современных информационных технологий. Таким образом, опосредованно вступление в ВТО может дать импульс к развитию ИТ-рынка.

Сергей Тарасов, генеральный менеджер представительства Dell:

Непосредственно после вступления в ВТО некоторые участники ИТ-рынка могут ощутить потери. В первую очередь проиграют те, для кого основа получения прибыли — «работа» с таможней.

Вступление в ВТО должно подтолкнуть российских производителей к созданию собственных технологий и продуктов, которые востребованы на мировом рынке. Это большой плюс для развития страны, которая должна производить и продавать, а не только покупать ИТ-продукцию и компоненты за счет поставок энергоресурсов и сырья. Другой плюс от вступления в ВТО — упрощение переноса производства программного обеспечения, например, из Индии в Россию, о чем задумываются многие мировые ИТ-компании. Российским программистам работы явно прибавится.

Александр Калинин, президент компании «Аквариус»:

Упрощение таможенных процедур создаст комфортные условия работы для российских компаний как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Как и в других странах, вступивших в ВТО, в России ощутят давление со стороны транснациональных компаний, которые, скорее всего, не будут создавать здесь свои подразделения, а станут покупать российские фирмы. Но при этом крупные игроки национального масштаба — вендоры, дистрибьюторы, интеграторы — останутся на рынке, поэтому в целом особой угрозы для бизнеса отечественных компаний не предвидится. В конечном итоге выиграет потребитель, так как в условиях усиления конкуренции цены будут снижаться, а качество услуг — улучшаться. Конкурентным преимуществом российских брэндов станет детальное знание потребностей рынка, что позволит создавать законченные локализованные решения. Кроме того, отечественным компаниям свойственна большая гибкость, их партнерская сеть выстроена с учетом специфики каждого региона, налажена логистика. Именно это позволит противостоять финансово более благополучным, но недостаточно гибким западным брэндам.

Евгений Лачков, генеральный директор компании Landata:

Членство в ВТО предусматривает соблюдение определенного свода правил регулирования внешней торговли. Так, например, отдельные страны настаивают на снятии ограничений для иностранных компаний при проведении государственных закупок и тендеров, что может негативно отразиться на российском ИТ-бизнесе.

С другой стороны, без вступления в ВТО Россия практически лишена возможности влиять на выработку правил мировой торговли. В качестве еще одного плюса вступления в ВТО можно назвать потенциальное повышение прозрачности российской экономики. Интеграция России в мировую экономику по идее должна чувствительно ударить по коррумпированным чиновникам и «серому» бизнесу.

После вступления в ВТО таможенные пошлины на ввоз в Россию компьютерного оборудования и комплектующих начнут снижаться, а через три года будут и вовсе отменены. Теоретически это может привести к снижению цен на ПК и росту спроса на эти товары.

Неизвестно, смогут ли западные дистрибьюторы радикально изменить структуру российского рынка. Нынешнюю расстановку сил на ИТ-рынке может изменить скорее приход западных интеграторов и сервис-провайдеров, чем дистрибьюторов.

Александр Антипов, управляющий директор компании Sterling Integration:

Западные компании появились в России практически одновременно с созданием российских ИТ-компаний. Тем не менее это не помешало развитию российских системных интеграторов и производителей компьютеров. Конкуренция повысила планку требований к качеству и спектру услуг и мотивировала российские ИТ-компании уделять пристальное внимание развитию своих компетенций, развитию персонала, управлению затратами.

Сейчас в российском ИТ-бизнесе наметилась тенденция к консолидации, и эта тенденция лишь усилится после вступления в ВТО. Приход на российский рынок новых западных компаний непременно приведет и к появлению новых ИТ-компаний, которые будут обслуживать их нужды по корпоративным соглашениям. Не думаю, что это серьезно изменит расстановку сил.

Одним из основных конкурентных преимуществ западных ИТ-компаний является их отраслевой опыт. Но и многие российские фирмы развиваются по схожим сценариям, поэтому уже сегодня в некоторых компетенциях разрыв минимален, а в других стремительно сокращается. К тому же специалисты российских ИТ-компаний зачастую имеют существенно более серьезный практический опыт.

Западные компании готовы к инвестициям, а значит, могут позволить себе играть на понижение. Но и мы понимаем важность сохранения своих позиций и имеем необходимые для этого ресурсы. Эффективное управление затратами позволит российским ИТ-компаниям сохранить, а возможно, и усилить свои позиции.

Вадим Лата, коммерческий директор компании RSI:

Сложно сказать, будет ли что-то вообще меняться. С одной стороны, видны действия государства по становлению прозрачности в бизнесе вообще и на ИТ-рынке в частности. Но с другой, что будет после президентских выборов в следующем году?

Что касается прогнозируемого некоторыми обострения конкуренции с западными компаниями, то я считаю, что российские дистрибьюторские компании смогут соперничать с иностранными по всем вопросам.

Приход любого нового заметного игрока на рынок — процесс, сопровождаемый понижением цен с целью привлечения внимания и перетягивания партнеров на себя. Это мы уже не раз проходили. Но всем надо зарабатывать, поэтому, как обычно, через какое-то время все более-менее стабилизируется и конкуренция сведется не к ценам, а к предлагаемым добавленным услугам.

Алексей Сонк, президент компании Merlion:

На сегодняшний день ИТ-рынок в России сложился, отношения между игроками в целом выстроены. Поэтому быстро занять здесь «место под солнцем» будет непросто даже крупным международным компаниям. «Варяги» могут только ускорить естественные эволюционные процессы.

В дистрибьюторском бизнесе радикальных изменений не произойдет. Очевидно, вырастет его инвестиционная привлекательность за счет создания условий для проведения слияний и поглощений. Плюсами российских дистрибьюторских компаний являются лучшее знание потребителя, более глубокое понимание специфики инфраструктуры бизнеса, большая гибкость и оперативность. Не думаю, что, обладая этими преимуществами, в ближайшей перспективе отечественные компании прибегнут к изменению в своей ценовой политике.