Российские ученые обсуждают перспективы использования ИТ для организации дистанционного обучения и научных исследований

Ежегодная итоговая конференция «Информационно-вычислительные технологии в науке» (ИВТН 2006) на этот раз была посвящена не только и не столько вопросам применения компьютерных систем в научных исследованиях, но и проблемам образования, решить которые возможно с помощью дистанционного обучения через Internet.

Российское высшее образование переживает кризис. Консервативность программ вузов, не позволяющая оперативно реагировать на появление новых технологий, назревшая необходимость введения новых дисциплин и подготовки квалифицированных специалистов, требующихся рынку, — так охарактеризовал сложившуюся ситуацию академик Валентин Воеводин, главный научный сотрудник Института вычислительной математики РАН. По его мнению, одним из наиболее перспективных способов решить не все, но хотя бы часть проблем, является расширение возможностей дистанционного обучения. Вместе с тем, такой способ получения знаний развивается медленно, и происходит это прежде всего из-за отсутствия качественных электронных учебников. Большинство авторов, по словам Воеводина, ограничиваются простым переводом бумажных изданий в цифровой формат, что существенно сужает возможности, которые предоставляет дистанционное обучение с использованием новых компьютерных технологий и Internet.

Создание же действительно интерактивного учебного пособия открывает новые перспективы, причем не только для студента, но и для преподавателя. Последний получает более гибкие средства для выстраивания своего курса лекций и семинаров. Одновременно решается и проблема индивидуального подхода к студентам — курс, изначально ориентированный на среднестатистического учащегося, становится проще скорректировать для наиболее одаренных учеников.

Своим опытом организации дистанционного обучения на конференции поделился Анатолий Шкред, основатель проекта «Интернет-университет информационных технологий» — ресурса, где представлены бесплатные курсы и учебные пособия по ИТ-тематике.

Обучение на портале отчасти напоминает традиционное — после прослушивания каждой лекции студент должен сдать тест, а в конце курса — экзамен. Но поскольку Internet-университет не имеет государственной аккредитации, слушатель в результате получает только знания, не подтверждаемые дипломом. Однако заинтересованные вузы имеют возможность воспользоваться курсами или учебными пособиями ресурса, включив новые дисциплины в свою учебную программу или заменив традиционные лекции и семинары самостоятельным изучением студентами материалов, представленных на портале.


ИВТН 2006: в 7 раз быстрее

Что касается научных разработок с использованием ИТ, то на конференции был, в основном, представлен опыт математического моделирования процессов, где возросшая производительность компьютеров позволяет получить результат значительно быстрее.

Показательным примером могут служить исследования, проведенные Научно-исследовательским центром МГУ в области создания новых химических лекарств. По словам руководителя проекта Владимира Сулимова, разработка медикаментов нового поколения связана в первую очередь с поиском молекулярных соединений-ингибиторов, которые воздействуют на активный центр «больного» белка и блокируют его работу. Как правило, традиционный способ поиска такого ингибитора путем экспериментального перебора всех возможных вариантов занимает около семи-восьми лет. В МГУ был разработан программный комплекс Keenbase для определения потенциально подходящих ингибиторов с помощью распределенных вычислений. За счет использования большого числа компьютеров, соединенных через Internet, процесс ускоряется в разы. Первым успешным опытом можно считать выделение ингибитора тромбита — белка, отвечающего за свертываемость крови, — для чего потребовался всего год.