Большинство представителей российских ИТ-компаний высказались о реформе в сфере госзакупок положительно

Сотрудничество с государственными заказчиками — одно из самых доходных направлений бизнеса многих ИТ-компаний. В то же время высокий уровень коррупции на всех уровнях власти сильно влияет на итоги тендеров и препятствует честной конкуренции.

В октябре было объявлено о начале второго этапа реформы в сфере госзакупок. Основными его целями станут создание единой системы электронных закупок и системы работы с рекламациями, а также мониторинг выполнения вступившего в силу в январе закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и выявление его слабых сторон.

Законом определены новые правила размещения госзаказа: он устанавливает единый порядок проведения закупок на всей территории страны, требует обязательного размещения информации о торгах в Internet, предусматривает возможность проведения торгов путем аукциона и т. д.

В ИТ-сообществе произошедшие изменения в сфере госзакупок оценивают как позитивные, но недостаточные.

Максим Ралдугин, вице-президент по корпоративным проектам Cognitive Technologies:

С принятием закона повысилась прозрачность в сфере информирования о госзакупках и усовершенствовался механизм контроля — его осуществляет не несколько человек в МЭРТ, как раньше, а целое подразделение в ФАС. Важно, что разрешена электронная форма подачи документов, это еще один шаг к широкому использованию в госзакупках систем электронной торговли.

Из того, что хотелось бы в закон добавить, — юридически прописанный механизм использования электронных документов, согласованный с законом об ЭЦП. Также необходимо утвердить единый классификатор товаров и услуг для госзакупок, перечень товаров, подлежащих обязательному размещению на аукционе, а также нормативные регламенты проведения самих аукционов.

Алексей Сероус, руководитель московской региональной группы отдела продаж Merlion System Solutions:

Значительно повысилась прозрачность проведения открытых тендеров. Выигрывают заказчики, облегчена работа поставщиков. Создание единого информационного сайта по госзакупкам закладывает хорошую основу для борьбы с коррупцией и дальнейшего повышения честной конкуренции.

Следующим шагом должно быть усиление контроля над результатами торгов, а также пересмотр самих принципов их проведения: в настоящее время механизм подачи заявок и невозможность изменения ценовых условий в ходе аукциона являются благоприятной почвой для предварительных договоренностей между заказчиком и поставщиками.

Однако предлагаемые как решение данной проблемы электронные торги тоже пока не панацея, так как нет фильтрации участников, и не определена степень их ответственности, что приводит к предложению заниженных цен и срывам поставок.

В ходе торгов у участников должна быть возможность менять свое ценовое предложение. Это сэкономит бюджетные средства и обеспечит более адекватные цены.

Николай Кононихин, коммерческий директор компании Sterling Integration:

Практику госзакупок часто рассматривают через призму антикоррупционных мер. Однако главная роль новой системы закупок заключается не в том, чтобы контролировать, а в том, чтобы способствовать развитию здоровой конкуренции.

Реформирование системы закупок потенциально несет существенные выгоды. Но прежде чем ими можно будет воспользоваться, необходимо сделать значительные инвестиции: в развитие закупочных учреждений и организаций, в подготовку и обучение кадров, внедрение передовых технологий и т. д. Реформа не может быть эффективной без контроля за исполнением законов, выработки четкого плана и стратегии, использования передовой практики. Очень хорошо, что на втором этапе реформы особое значение имеет проведение мониторинга закона.

Благодаря созданию системы работы с рекламациями участники торгов получат реальную возможность выставлять жалобы; это свидетельствует о стремлении к здоровой атмосфере и прозрачной схеме работы в области госзакупок.

Радует, что государство действует последовательно и целенаправленно. Так, например, федеральная целевая программа «Электронная Россия» во многом перекликается по целям и задачам с законом о государственных закупках.

Олег Гулевский, заместитель генерального директора Kraftway:

Конкурсы стали более открытыми, стало проще мониторить торги, упростились требования к поставщикам. Значительно улучшился со стороны ФАС контроль над процессом торгов.

Минус нового закона в том, что заказчик не вправе изменять объем поставки в процессе подготовки контракта. Так, если в результате конкурса получается экономия бюджетных средств, то заказчик, как правило, вынужден на сэкономленные средства проводить новый конкурс вместо того, чтобы просто увеличить количество закупаемого оборудования по уже заключаемому контракту.

В законе указано, что товары, в отношении которых необходимо проводить аукцион, должны относиться к определенной категории и сравнивать их можно только по ценам. Продукция ИТ-рынка не относится к таким товарам, поскольку обладает набором свойств — технических, эксплуатационных, гарантийных и пр. Поэтому требуется дополнить соответствующую статью закона нормативными документами.

Система электронных госзакупок пока реально не работает: недостаточно нормативной базы. Но уже разработанные МЭРТ и разрабатываемые в настоящее время правовые акты в рамках закона № 94-ФЗ, безусловно, способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию процесса государственных закупок.

Семен Сергунин, начальник отдела маркетинга компании «Электронные офисные системы»:

После принятия закона появилась большая определенность по формату проведения конкурсов. Четко определено понятие конкурса, его виды, зафиксирован набор требований к участникам и перечень документов, которые могут быть затребованы. Ясность внесло и определение максимальной стоимости контракта; раньше стоимость предложений могла различаться в разы.

Хотелось бы, чтобы реально заработала процедура подачи документов в электронном виде, описанная в законе, но пока не действующая.

Максим Стрижков, заместитель генерального директора компании «Крок»:

В первую очередь изменения затронули госзаказчиков. Упрощен механизм участия поставщиков в госзакупках: установлены новые требования опубликования информации о размещении заказов. Закон ограничил госзаказчика, запретив на свое усмотрение устанавливать избыточные требования, которым соответствовал узкий круг участников. Также изменен перечень критериев оценки заявок, причем ее порядок теперь должен изначально указываться в конкурсной документации.

Один из сложных вопросов для участников конкурсных процедур — начальная цена контракта. Ее жесткая фиксация несет дополнительные риски для поставщиков, поскольку не учитывает инфляцию и возможную специфику работ, выполняемых в рамках госзаказа.

Еще один риск — возможность любому участнику конкурса обжаловать действия заказчика, уполномоченного органа, аукционной или котировочной комиссии. Во время рассмотрения жалоб государственный контракт не заключается. Для добросовестного участника конкурса это ущерб, поскольку участие в конкурсе требует больших временных и технических, а иногда и материальных затрат.

Реформа начата относительно недавно, и судить о ее результативности сложно. Во всяком случае, процедуры участия в государственных конкурсах проще не стали. Не готовы и не вступили в силу подзаконные нормативные акты, регламентирующие процедуру торгов, методические указания и рекомендации как для заказчиков, так и для участников торгов.

Сергей Хомяков, руководитель направления по работе Cisco Systems с российскими госучреждениями:

Закон позволил госорганам снизить стоимость торгов путем введения цены как основного фактора при принятии решения о выборе победителя, тем самым сделав процесс выбора более прозрачным. В этом смысле закон, безусловно, достиг своей цели.

Вместе с тем использование цены в качестве практически единственного критерия для определения победителя вряд ли уместно. Сложность современных информационных систем предъявляет повышенные требования к квалификации компаний-участниц тендеров, что на настоящий момент недостаточно отражено в требованиях закона. Это обстоятельство необходимо учитывать при дальнейшей его доработке, чтобы качество работ, проводимых в интересах государственных организаций, как минимум, не страдало.

Остается надеяться, что принятые новации позволят разработать такие дополнения к существующему закону, которые более полно и четко излагали бы требования к участникам госторгов.

Андрей Вышлов, директор департамента по работе с государственными учреждениями компании Hewlett-Packard:

Система государственных закупок кардинально изменилась. Закон № 94-ФЗ затронул процедуры проведения государственных закупок на всех уровнях исполнительной власти. В результате год прошел под флагом внедрения изменений. На различных этапах, в зависимости от прежней технологии проведения закупок, эти изменения носили как эволюционный, так и революционный характер. Отдельно стоит отметить резкое улучшение предоставления информации о проводимых и проведенных закупках.

Тем не менее несколько аспектов требуют серьезной доработки. Например, до сих пор приняты не все нормативные акты, которые должны регламентировать процедуры работы закона. Кроме того, отсутствует единый классификатор и кодификатор товаров и услуг в масштабах страны.