В Белоруссии тоже подумывают о создании собственной операционной системы
По словам Дмитрия Бородаенко, Открытое программное обеспечение на данный момент является единственным выходом для белорусского пользователя ПК, желающего общаться с компьютером на своем родном языке

Второй год подряд одна из ведущих компаний белорусской отрасли экспортно-ориентированного программирования SaM Solutions проводит под Минском международную научно-практическую конференцию Linux Vacation/Eastern Europe. В LVEE 2006 приняли участие энтузиасты свободного программного обеспечения из Белоруссии, стран Восточной Европы и Швеции. Слет посетили и представители крупных международных компаний, в частности Sun Microsystems. Дмитрий Бородаенко, руководитель подразделения SaM Solutions, специализирующегося на разработке свободного ПО, прокомментировал некоторые вопросы, связанные с развитием Linux в Белоруссии.

Как возникла идея проведения Linux Vacation/ Eastern Europe?

Подобные мероприятия проводятся по всему миру в самых разных форматах. Например, международный проект LBW (Linuxbierwanderung) каждый год собирает любителей Linux и пива в новой стране, и в этом году проведет слет совсем рядом с нами — в Литве. Да и идея LVEE появилась не на пустом месте — после поездки в 2004 году на LinuxFest, организованный российской компанией ALT Linux под Калугой, мы решили, что это не совсем тот формат, в котором нам хотелось бы общаться. Захотелось немного «окультурить» эту идею, не доводя вместе с тем дело ни до нудной научно-технической конференции, ни до рекламного мероприятия.

Мне кажется, задумка удалась, и формат слета удачно вписался в менталитет белорусских сторонников свободного программного обеспечения — в основной своей массе молодых, талантливых и неформальных.

Сколько человек посетило LVEE в этом году?

К сожалению, в этом году мы смогли начать подготовку LVEE только в мае и не успели сделать многое из запланированного. Среди прочего не удалось существенно расширить круг участников, к нам приехало всего порядка 70 человек, гораздо меньше, чем могло бы.

На мероприятии присутствовали представители крупных компаний, в чем состоит их интерес к белорусскому Linux-сообществу?

Интерес в основном технологический — практически все крупные компании в той или иной степени используют свободно распространяемое ПО и потому обращаются в сообщество в поисках как информации, так и квалифицированных кадров. К сожалению, очень немногие компании в Белоруссии идут дальше и вкладывают ресурсы в развитие такого ПО и создающего его сообщества. В нашей экономике сиюминутные выгоды продолжают преобладать над долгосрочным планированием, а инвестиции в Linux за пару месяцев не окупишь.

Один из докладчиков, Евгений Кожуховский, сотрудник Минской городской телефонной станции, рассказал на конференции о том, как устроена тарификация доступа к Internet, которым пользуются многие минчане. Планируется ли какое-либо сотрудничество Minsk Linux Users Group и МГТС?

MLUG и МГТС уже сотрудничают, поскольку сам Евгений является давним и хорошо известным участником MLUG. Пойдет ли это сотрудничество дальше? Вряд ли. МГТС использует Linux исключительно из прагматических соображений, я не думаю, что эту государственную монополию заботят вопросы свободы ПО. MLUG же, как сообщество, коммерческих целей не преследует, и Linux для нас — больше чем просто инструмент.

По данным, полученным в результате исследования, проведенного E-Belarus.org, большинство белорусских государственных сайтов используют программное обеспечение с открытым кодом — на 38 сайтах установлена ОС Linux, на 18 — Windows, на 11 — FreeBSD и одном — Solaris. 54 сайта используют в качестве серверного программного обеспечения Apache, 13 — Microsoft IIS. Чем это, на ваш взгляд, обусловлено и как вы оцениваете эту тенденцию?

Эта статистика отражает общемировую тенденцию — Linux и FreeBSD являются самыми распространенными платформами для Internet-приложений, а Apache — безусловным лидером среди Web-серверов. Причин этому масса — от доступности исходных кодов, гарантирующей возможность верификации и адаптации, до отсутствия лицензионных отчислений, что экономит не только деньги, но и время бухгалтеров и юристов. Думаю, что системные администраторы госсайтов руководствуются примерно теми же соображениями.

Сегодня противостояние проприетарного и открытого программного обеспечения переходит «на столы» пользователей. Свободные программы на серверах оказали решающее влияние на развитие Internet, и уже сейчас можно догадываться о том, какую революцию может совершить распространение свободного программного обеспечения на всю цепочку обмена информацией, достаточно присмотреться к проектам Rockbox, MythTV, Maemo. И именно здесь государство может принести нашему сообществу наиболее ощутимую пользу, применяя свободные программы и открытые форматы в электронном правительстве, или нанести непоправимый ущерб, навязав нам системы цифрового ограничения доступа DRM.

Какие «открытые» программы были переведены участниками MLUG на белорусский язык?

Если быть точным, переводом свободных программ на белорусский язык занимается сообщество mova.org, в которое, помимо участников MLUG, входят белорусскоязычные пользователи Linux и из других городов, не только из Белоруссии.

Переведенных на белорусский язык свободных программ сотни, только из установленных на моем компьютере я насчитал таковых 65, в том числе системные утилиты, графическая среда GNOME, свободный офисный пакет OpenOffice.org. Открытое программное обеспечение на данный момент является единственным выходом для белорусского пользователя ПК, желающего общаться с компьютером на своем родном языке.

В конце прошлого года представители Национальной академии наук неоднократно делали заявления о том, что Белоруссия создаст операционную систему с открытыми кодами, которая станет альтернативой Windows, и что «несколько месяцев назад в республике начали разработку такой системы при поддержке зарубежных компаний, производящих ПО и компьютерное оборудование». Как вы оцениваете шансы проекта на успех?

Насколько мне известно, это обычное освоение государственных средств путем изобретения очередного национального велосипеда.

«Операционные системы с открытыми кодами» уже созданы, и ни одна из них не является чьим-либо национальным достоянием, это принципиально невозможно в силу открытости процесса разработки. Такая белорусская ОС еще менее уникальна, чем белорусский суперкомпьютер «Скиф», уже десять лет как реализующий концепцию дешевого кластерного суперкомпьютера на стандартных компонентах и под управлением все той же Linux.

Объяснений этой нестыковке с логикой может быть несколько: наиболее вероятное — что рядовыми сотрудниками Национальной академии наук ведется некий вполне реальный проект, скорее всего связанный с разработкой узкоспециализированного дистрибутива Linux, и что местное руководство решило получить дополнительное финансирование, дав обычному проекту амбициозное название.