В «Иркутскэнерго» построение корпоративной системы начали с автоматизации отдельных бизнес-процессов, стремясь к получению быстрого эффекта

В состав «Иркутскэнерго», третьей по величине энергосистемы в России, входит ангарский каскад из трех ГЭС и 12 тепловых электростанций. Вместе они обеспечивают 8% энергетической мощности страны.

В настоящее время отечественная энергетическая отрасль реформируется; все энергокомпании к 1 апреля 2006 года должны были разделиться по трем основным видам деятельности: генерирующие, передающие и сбытовые. ОАО «Иркутскэнерго», не входящее в РАО «ЕЭС России», ограничилось выделением в дочернюю структуру сетевых активов и диспетчеризации, сохранив в составе материнской компании генерацию и сбыт. Вместе с этим из ОАО были выведены непрофильные виды деятельности, которые давали существенную нагрузку на тарифы, и учреждены дочерние компании, которых к настоящему времени насчитывается около двадцати.

Виктор Селищев: «Дочерние компании не могут тратить по году и более на внедрение ?тяжелого? решения — им нужно работать и получать прибыль сейчас»

Работы по созданию автоматизированной системы управления начались с приходом в «Иркутскэнерго» в 2001 году новых акционеров, в числе которых представители крупных алюминиевых холдингов — СУАЛ и РУСАЛ. В том же году специалистами IBS был разработан стратегический план развития, составной частью которого стало создание ИТ-инфраструктуры и автоматизация бизнес-процессов.

Подход к автоматизации, принятый «Иркутск?энерго», не обычен. Здесь пошли на осознанный выбор лоскутного типа автоматизации. Такая модель нынче не в моде, но для ее выбора у руководства «Иркутскэнерго» были свои, вполне объективные причины. По мнению генерального директора «Иркутскэнерго» Сергея Эдмина, на определенном этапе развития компании стратегически верной была автоматизация отдельных бизнес-процессов с помощью гибких решений на единой платформе, позволяющих в максимально сжатые сроки получить результаты, в том числе и финансовые.

Новые акционеры энергохолдинга были заинтересованы не просто в улучшении управляемости «Иркутскэнерго», но и в достижении быстрого эффекта от внедрения ИТ — увеличения доходности холдинга. Все это было учтено при разработке ИТ-стратегии: внедрение «тяжелой» ERP-системы отодвигалось на более дальние сроки (после 2006 года). А до тех пор «Иркутскэнерго» было рекомендовано провести своеобразную подготовку к будущему проекту, то есть проложить телекоммуникационную сеть, стандартизовать оборудование. Ключевые бизнес-процессы предлагалось автоматизировать на базе более легкого, массового программного обеспечения и тем самым добиться быстрой окупаемости затрат и достижения определенного экономического эффекта.

Выбор платформы «1С» был вызван прежде всего тем, что бухгалтерские отделы 23 подразделений «Иркутскэнего» уже использовали в своей работе «1С:Бухгалтерию». Во-вторых, во всех программных продуктах «1С» отслеживаются изменения законодательства. И наконец, в регионе практически нет специалистов, хорошо ориентирующихся в западных системах, обучить сотрудников работе с продуктами «1С» было гораздо проще. Свою роль сыграли наличие в Иркутске партнера «1С» и относительно невысокая стоимость будущего решения. Еще один плюс подобного подхода к автоматизации, пожалуй, самый весомый — быстрый срок внедрения.

Система управления материально-техническим обеспечением создана с помощью специалистов московской компании «Акселот», партнера «1С». В проекте также принимали участие представители управления информационных технологий «Иркутскэнерго» и ряда дочерних структур энергохолдинга. Система, в которой около 400 рабочих мест, помогает «Иркутск?энерго» в проведении годовой и квартальной заявочной кампании (собираются заявки от всех филиалов с указанием номенклатуры, количества, сроков поставки), обеспечивает анализ предложений поставщиков с учетом объемов поставок, цен, условий договора и т. д. Также в ней отслеживается исполнение договоров с поставщиками, планируется поступление денежных средств, ведется складской учет. Директор по снабжению «Иркутскэнерго» Владимир Шарабурак рассчитывает с помощью системы заметно повысить эффективность управления материальными ресурсами. Еще одним важным следствием проекта станет снижение закупочных цен, так как возможности системы позволят выбирать поставщиков. И наконец, традиционный эффект от внедрения системы — сокращение объема запасов ТМЦ на складах и повышение их оборачиваемости.

Две другие системы созданы с помощью специалистов иркутской компании «Форус», также партнера «1С». Для компании «Энергосбыт» в рамках автоматизированной системы сбыта энергии и расчета с потребителями были разработаны подсистемы: финансовая; учета расчетов с физическими лицами за потребленную тепловую и электрическую энергию; расчета количества потребленной электроэнергии и тепловой энергии юридическими лицами. Реализована паспортизация приборов учета энергии. Помимо прочего, система позволяет автоматизировать взаимоотношения с потребителями-банкротами и должниками, в том числе вести учет судебных исков к потребителям компании, а также претензий и решений судов, помогает выявить точки потерь электроэнергии в результате ее хищений.

Возможность контроля над объемами денежных поступлений позволяет «Энергосбыту» оперативно реагировать и принимать соответствующие меры в отношении неплательщиков. Директор по продаже энергоресурсов «Иркутскэнерго» Борис Розенраух отметил, что благодаря внедрению системы появилась возможность расширить рамки бизнеса компании в сторону водоснабжения и водоотведения, предоставления услуг ЖКХ.

Основная цель создания автоматизированной системы учета прямых затрат по местам возникновения — оптимизация затрат на ремонты основного оборудования. В ходе реализации этого проекта создается новый, более детальный реестр оборудования: прежний охватывал только основные узлы и агрегаты. Готовый классификатор, по словам Сергея Бабкина, директора «Иркутскэнерго» по ремонту и капитальному строительству, не слишком подходил: «Диспетчеры предприятия за многие годы привыкли использовать собственные названия оборудования, отличные от официальных».

Сейчас затраты на ремонт сразу заносятся в систему, формируется более полная отчетность, причем в нужных разрезах. Бабкин отметил, что анализ надежности, статистики отказов однотипного оборудования и узлов поможет спрогнозировать отказы элементов оборудования по величине их межремонтного периода и заменять, не дожидаясь реальной поломки: «Это позволит уменьшить число внеплановых ремонтов по отказу, избежать нескольких последовательных мелких ремонтов».

Опытная эксплуатация системы проводилась в одном из подразделений «Иркутскэнерго» — ТЭЦ-10. С начала 2006 года ее растиражировали во всех филиалах компании.

В стадии опытной эксплуатации находится еще один проект, который ведет компания «Форус», — по автоматизации отдела капитального строительства «Иркутскэнерго». Его реализация позволит получать и консолидировать отчетность — как внутреннюю, управленческую, так и внешнюю — для органов государственной статистики и акционеров компании. Все эти системы базируются на платформе «1С:Предприятие 8.0».

«Выбор платформы ?1С:Предприятие 8.0? позволил получить результат от внедренных систем в довольно сжатые сроки и с меньшим бюджетом», — заявил Виктор Селищев, руководитель управления информационных технологий «Иркутскэнерго».

Естественно, лоскутная автоматизация имеет и отрицательные стороны. Единая платформа, на которой базируются созданные для «Иркутскэнерго» системы, еще не означает наличия единого информационного пространства — его только предстоит создать.

В настоящее время в «Иркутскэнерго» идет разработка новой ИТ-стратегии. Одним из ее элементов остается переход на интегрированную ERP-систему.