«Директор информационной службы»

Наиболее вероятные причины изменений — окружающая среда, конкурентная обстановка и стратегические цели компании

Непрерывные изменения — непременный атрибут жизни действующей организации. Особое значение они приобретают в период внедрения или модернизации информационных систем предприятия. На круглом столе, прошедшем в рамках Форума IBS «Управление изменениями: практика лидеров по созданию и модернизации корпоративных систем управления», обсуждались вопросы, связанные с организацией и планированием изменений. В частности, значительный интерес вызвало обсуждение причин, подталкивающих предприятия к изменениям, и того, можно ли относить модернизацию ИТ-сервисов к таким причинам.

Дарья Соломатина, старший менеджер проектов компании «Бритиш Американ Тобакко»: «Быстрое развитие предприятия всегда требует оптимизации бизнес-процессов, что, как правило, сопровождается структурными изменениями»

К числу наиболее вероятных причин, вынуждающих проводить изменения в организациях, Григорий Кочаров, заместитель генерального директора IBS, отнес воздействие окружающей среды, обострение конкурентной обстановки и корректировку стратегических целей компании. Выступавшие на круглом столе отметили, что при всей важности наличия формализованной стратегии, она не является обязательным условием успешности бизнеса — по крайней мере, в России. Существует масса предприятий, активно укрепляющих свое присутствие на рынке, проводящих внутри себя активные изменения и не имеющих подобного документа. Более того, руководство некоторых компаний негативно относится к задаче формализации стратегических целей, считая, что ее решение отвлекает квалифицированные кадры от более актуальной операционной деятельности.

Сергей Павлов, заместитель генерального директора по информационным процессам «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК», отметил, что, хотя в их компании, крупном международном предприятии, имеется формализованная стратегия, руководство предприятия в первую очередь ориентируется на текущие условия. По словам Павлова, свои коррективы в интерпретацию стратегических целей вносят люди, время и культурные традиции каждой страны. При этом важнейшую роль играет человеческий фактор.

Быстрое развитие предприятия, по мнению Дарьи Соломатиной, старшего менеджера проектов «Бритиш Американ Тобакко», всегда требует изменения бизнес-процессов, что, как правило, сопровождается структурными изменениями. Руководство компании пошло по пути одновременной оптимизации бизнес-процессов и внедрения новой системы класса ERP; это позволило значительно ускорить получение ожидаемого результата. Что касается определения готовности компании к переменам, то, как справедливо полагает Соломатина, любые крупные изменения должны быть тщательно спланированы. Поскольку такого рода мероприятия требуют привлечения значительных ресурсов, старт им может дать только руководство. В то же время, изменения должны в основном иметь эволюционный характер.

Владимир Дмитриев, директор по работе с клиентами SAP AG в странах СНГ, отметил, что в конкретных ситуациях, как правило, легко определить степень готовности клиента к изменениям. Риск неуспешности проекта внедрения существенно возрастает, если клиент не в состоянии сформулировать свои бизнес-цели: в этом случае руководство не может оценить степень удовлетворения своих ожиданий.

«Мы помогаем клиенту расставить приоритеты, четко определить свои задачи, для того чтобы результаты работы были понятны, значимы и прогнозируемы», — сказал Дмитриев.

В проектах, связанных с внедрением или модернизацией информационных систем, с точки зрения Дмитриева, обязательно должен присутствовать спонсор от бизнеса, который рассчитывает в результате проекта решить конкретные бизнес-задачи. Готовность к изменениям, по словам Дмитриева, напрямую связана с отчетливым осознанием целей. Внедрение новой информационной системы влечет за собой серьезные изменения в компании, нередко носящие мировоззренческий характер, обязательно меняются взаимоотношения в коллективе, поскольку возникает столкновение интересов. Дмитриев отметил, что, поскольку во многих компаниях уже имеются различные информационные системы и уровень ИТ-культуры постоянно растет, большинство клиентов SAP демонстрируют понимание своих бизнес-задач. Наиболее конструктивные требования к информационным системам, по его мнению, формируются под влиянием тенденций в различных сегментах рынка. Скажем, выход на IPO порождает требования к выполнению законодательных норм наподобие Акта Сарбейнса-Оксли, что, в свою очередь, накладывает новые требования на используемые ИТ-инструменты.

Собравшиеся отметили, что успешность проведения изменений во многом определяется уровнем корпоративной культуры. В целом участники круглого стола пришли к мнению, что инициатором потенциально успешных изменений может выступать только бизнес.