ИТ-решения, связанные с управлением основными фондами (Enterprise Asset Management, EAM), еще не настолько широко известны в России, как, например, ERP-системы. EAM-решения имеют меньшую область применения, но когда дело касается оборудования предприятия, его закупок, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, EAM-системы приобретают первостепенное значение, особенно на предприятиях топливно-энергетической, добывающей, транспортной, телекоммуникационной отраслей.

В апреле компания SAP провела в Москве форум, посвященный управлению жизненным циклом основных фондов, представила свои EAM-продукты и некоторые проекты по их внедрению.

EAM-системы сопровождают оборудование начиная с его закупки или изготовления и заканчивая списанием. Чаще всего, когда речь идет о EAM, подразумевается создание регистра оборудования, поддержка технического обслуживания и ремонта (исторически EAM-системы выросли из компьютерных систем управления ремонтами, Computerized Maintenance Management Systems, CMMS). Неэффективное управление капитальными расходами ведет к неэффективному техническому обслуживанию оборудования, частым и дорогостоящим его простоям, авральным ремонтам.

Управление жизненным циклом оборудования становится стратегическим вопросом для предприятия, и внедрение ИТ-решений здесь позволяет достичь значительного сокращения времени простоя оборудования и, следовательно, увеличить выручку.

По своей функциональности EAM-системы превосходят CMMS. Они позволяют осуществлять управление персоналом, метрологией, вести мониторинг состояния оборудования, работу с RFID-метками и мобильными устройствами, управление недвижимостью и т. д. Такая широта охвата сближает системы категорий EAM и ERP, и часто EAM-функциональность бывает интегрирована именно в ERP-продукты, одним из примеров этого, как считают в SAP, является mySAP.

В качестве примера реализованного проекта на форуме был приведен проект в «Лукойл-Пермь». В ходе работ (использовалось программное обеспечение SAP R/3) была создана единая иерархическая база данных по техническим местам и единицам оборудования предприятия (в том числе перемещаемым единицам), сформированы единые правила учета отказов, инцидентов и аварий.

Кроме того, была создана единая система управления отключениями энергообъектов, связанных с выполнением ремонтных работ, а также введены единые правила оперативного планирования, учета и приемки работ по техобслуживанию, ремонту и контролю технического состояния.