На недавней выставке CeBIT в Ганновере Россия выглядела скромно

В Ганновере в 27 больших павильонах, занятых под международную выставку CeBIT, нескольким десяткам российских стендов было не сложно потеряться. Но доступного им совокупного бюджета вполне хватало, чтобы почти все посетители, многие из которых ограничивают свою активность по поиску новых контактов несколькими павильонами, могли сказать: «Россия здесь есть, и ее сектор информационных технологий развивается». Однако даже поверхностного взгляда было достаточно, чтобы увидеть невысокую эффективность потраченных денег на продвижение страны. Речь идет, конечно, о совокупном бюджете, потому что отдельные российские участники вполне могли получить хорошую отдачу.

В Ганновере в 27 больших павильонах, занятых под международную выставку CeBIT, нескольким десяткам российских стендов было не сложно потеряться

Например, компания «ПроМТ» осталась очень довольна количеством новых перспективных контактов, особенно в этом году. Оживленно было на коллективном стенде национальной ассоциации «Руссофт», на котором было представлено почти два десятка компаний. Внешне неплохо выглядела также экспозиция Министерства образования и науки РФ, под крылом которого представляли себя в основном российские вузы, готовящие программистов и осуществляющие собственные разработки.

Однако с первого взгляда было сложно определить, что некоторые коллективные стенды относятся к России. Не говоря уже о государственной принадлежности экспозиций российских компаний, которые в соответствии со своим профилем были разбросаны по разным павильонам. Судя по внешнему облику их стендов, они представляли только себя.

В этом отношении стоит отметить опыт Тайваня. Стенды компаний из этой страны привлекали внимание не только числом, но и тем, что были оформлены в едином стиле. Нельзя сказать, что он был очень интересным, и тем не менее такое решение произвело определенный эффект. При этом очевидно, что его создание не требует каких-то серьезных вложений. Предполагаемые затраты, скорее всего, незначительны по сравнению с общим выставочным бюджетом российских участников CeBIT 2006.

Welcome to Siberia

Проблема России совсем не в отсутствии необходимых средств. Ведь, например, из бюджета Санкт-Петербурга было выделено несколько десятков тысяч долларов, однако на стенде Северной столицы, который должен был быть коллективным, в первые дни выставки никто ничего не представлял.

По информации петербургских участников CeBIT 2006, им предлагали расположиться под вывеской Санкт-Петербурга «почти бесплатно». Потом, правда, выяснялось, что за маленькую «ячейку» придется платить 4 тыс. евро. Старожилы выставки решили, что могут себе позволить отдельный стенд. Для других компаний предложенная стоимость оказалась, вероятно, слишком высокой или информация о возможном дешевом участии в CeBIT 2006 до них просто не дошла.

В результате посетители могли сделать неправильный вывод, будто Петербургу, который часто называют российской ИТ-столицей, совершенно нечего демонстрировать. Александр Демидов, начальник отдела информационно-аналитического обеспечения и развития отрасли информатизации Комитета по информатизации и связи администрации Петербурга, уже после CeBIT 2006 признал неудачу, объяснив ее тем, что «у семи нянек дитя без глазу».

Не совсем понятно было, что «двигают» или что ищут в Германии некоторые компании и правительства двух территориальных образований РФ, расположившиеся на коллективном стенде «Рустелко». Так, в секции «Ростелекома» на экране крутился ролик с видами российских просторов. Создавалось впечатление, что в России есть только бескрайняя тайга, красивые сибирские горы, величественные реки и никаких технологий, кроме проложенных магистральных каналов оператора дальней связи.

А у нас в квартире газ

Если телекоммуникационные компании хотя бы по тематике подходят к CeBIT 2006, то совсем непонятно участие в этой выставке газового монополиста «Газпром». Стенд компании, в соответствии с ее статусом, занимал вполне приличную площадь (сравнимую с пространством, на котором под крылом «Руссофта» теснилось почти 20 компаний).

Оказалось, что «Газпром» «имеет много проектов в Германии и поэтому участвует в ИТ-выставке». Однако, возможно, уместнее было бы выступить в качестве одного из спонсоров российской делегации. Тем более что «Газпром» принадлежит государству, а подобное решение о спонсорстве вполне соответствует объявленному курсу на развитие высокотехнологичного сектора экономики России.

Вероятно, нужен координатор, способный генерировать идеи и устранять противоречия интересов, которые вряд ли служат серьезным препятствием для лучшего представления на мировом рынке информационных технологий России. В противном случае ее главным козырем будет оставаться неочевидная дешевизна рабочей силы.