Территорию будущего технопарка 25 октября посетил президент Белоруссии и поручил незамедлительно приступить к реализации проекта

В конце сентября президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал декрет № 12 «О парке высоких технологий», в соответствии с которым в стране будет создан аналог Кремниевой Долины. Впервые речь о таком проекте зашла в июне прошлого года.

Объем белорусского рынка экспорта ИТ-услуг и продуктов в 2004 году составил порядка 90 млн. долл. Участники рынка настроены оптимистично и ожидают, что в течение ближайших двух лет объем экспорта ИТ-услуг увеличится более чем вдвое

Цель проекта — сблизить науку и производство, повысить конкурентоспособность продукции отрасли информационных технологий и как результат увеличить экспорт высокотехнологичных разработок. По оценкам аналитической компании Market-Visio, объем белорусского рынка экспорта ИТ-услуг и продуктов в 2004 году составил порядка 90 млн. долл. Участники рынка настроены оптимистично и ожидают, что в течение ближайших двух лет объем экспорта ИТ-услуг увеличится более чем вдвое. Согласно результатам исследования «Рынок экспортно-ориентированного программирования Республики Беларусь», проведенного той же Market-Visio, рост отрасли может составить 40-60%. Наибольшее развитие экспортно-ориентированного программирования придется, по мнению экспертов, на 2006 год, объем рынка может достичь к этому году 200 млн. долл.

Координировать работу парка будет Наблюдательный совет и администрация, причем состав совета и директор администрации назначаются лично главой страны. Первым руководителем администрации стал Валерий Цепкало, ранее занимавший должность помощника президента Белоруссии.

В соответствии с положением резидентами парка могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие или планирующие осуществлять один из следующих видов деятельности: анализ, проектирование и программное обеспечение информационных систем; обработку данных с применением программного обеспечения заказчика или собственного ПО; фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные разработки в области естественных и технических наук. В дальнейшем перечень дозволенных видов деятельности может быть расширен.

Работа компаний в технопарке будет проводиться в рамках специального правового режима, в соответствии с которым резиденты освобождаются от уплаты налогов, сборов и иных платежей с выручки от реализации товаров (работ, услуг и пр.), налога на прибыль и НДС по оборотам от реализации продукции.

Земельные участки на период строительства зданий для осуществления деятельности на территории парка, но не более чем на три года, не облагаются земельным налогом, а основные средства и объекты незавершенного строительства — налогом на недвижимость.

Доходы физических лиц по трудовым договорам с резидентами парка облагаются налогом по ставке 9% и не включаются в совокупный годовой доход. Кроме того, резиденты освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов, ставок арендной платы, обязательной продажи иностранной валюты, платы за приглашение иностранных граждан в Белоруссию для работы и жительства в Минске.

Ежеквартально резиденты обязаны производить отчисления администрации парка в размере 1% выручки, полученной за предшествующий квартал от деятельности, по которой ему предоставляются преференции.

Такие условия привлекательны как для белорусских ИТ-компаний, так и для иностранных инвесторов, а также для профессионалов, работающих в сфере высоких технологий. У последних, кроме всего прочего, появится возможность, получая высокий официальный доход, брать в банках кредиты на строительство жилья. Выгодным для всех потенциальных сотрудников парка является и его географическое расположение — в столице страны.

Под парк отведена территория площадью 50 гектаров в Минске, неподалеку от главного проспекта города и в 30 минутах пути до крупнейшего аэропорта страны. Здесь планируется постройка офисных зданий, жилых домов, гостиниц, социальных объектов.

В контексте обсуждения привлекательности технопарка для высокотехнологичных компаний и ИТ-специалистов стали высказываться опасения — а не станет ли он угрозой для предприятий традиционных отраслей промышленности и тех компаний, которые в силу особых причин не войдут в состав парка? Декрет предполагает, что можно не входить в парк компанией, а получить льготы на отдельные бизнес-проекты, утвержденные в парке. Это поможет избежать оттока сотрудников из компаний-нерезидентов.

Территорию будущего технопарка 25 октября посетил Лукашенко и поручил незамедлительно приступить к реализации проекта.


Кто заселит белорусский технопарк?

Ведущие компании отрасли оптимистично смотрят на перспективы, связанные с парком.

Намереваетесь ли вы стать резидентом парка высоких технологий?

Сергей Дивин, генеральный директор EPAM Systems (СД): Мы рассматриваем такую возможность. Декрет президента предусматривает, что в январе 2006 года будут подготовлены все необходимые нормативные документы. После этого мы сможем определить формат нашего участия в этом проекте.

Сергей Гвардейцев, генеральный директор Itransition (СГ): Да, мы ведем работу по подготовке необходимой документации. Преимущества работы в парке для нашей компании мы видим не только в пользовании льготными условиями, но также в консолидации усилий по формированию имиджа страны в целом как выгодного бизнес-партнера в области ИТ-аутсорсинга. По многим показателям, характеризующим уровень развития ИТ-рынка в целом, белорусские компании конкурентоспособны на мировом рынке, но вместе с тем есть ряд проблем, которые должны решаться на национальном уровне (развитие ИТ-инфраструктуры, подготовка технических специалистов и т. д.).

Игорь Мамоненко, генеральный директор BelHard (ИМ): Конечно. Наша компания принимала участие в работе над документами о парке. Итоговый вариант превзошел самые смелые ожидания. Резидентам парка предоставлены беспрецедентные льготы. Государство действительно пошло навстречу тем, кто занимается высокотехнологичным бизнесом, и в частности разработкой программного обеспечения.

Чего вы в первую очередь ожидаете от ПВТ?

СД: Уверен, что создание ПВТ может позитивно повлиять на развитие высокотехнологичных отраслей Беларуси. Будут появляться новые ИТ-компании, создаваться новые рабочие места. Вместе с тем очевидно, что значительно вырастет конкуренция на рынке труда, я рассчитываю, что создание парка позволит обратить внимание на проблемы подготовки кадров в ИТ-отрасли. В ней нужны серьезные преобразования. Сложившаяся в советские годы отраслевая специализация Беларуси меняется и, к сожалению, система образования не успевает адекватно реагировать на появление новых специальностей, профессий. Особенно это заметно на примере ИТ-отрасли. Необходимо менять учебные планы, вводить новые специальности для набора студентов и, главное, в несколько раз увеличивать набор студентов по ИТ-специальностям.

СГ: Мы ожидаем предоставления льгот, которые прежде всего обеспечат конкурентоспособность наших услуг на мировом рынке. Это очень важный момент, поскольку цена предлагаемого ИТ-продукта является одним из ключевых преимуществ на рынке.

Кроме того, ПВТ — это пока что единственная возможность объединить усилия отдельных компаний и государственную поддержку, чтобы добиться признания региона в целом как конкурентоспособного поставщика ИТ-услуг.

К сожалению, Беларуси пока нет на глобальной карте ИТ-аутсорсинга, несмотря на то что в стране в этой области работает целый ряд крупных компаний. Нельзя не привести пример Индии — лидера на рынке аутсорсинга информационных технологий. Сегодня это «кремниевый субконтинент», инкубатор ИТ-бизнеса, страна, привлекающая миллиарды прямых инвестиций и венчурного капитала. А для потенциального заказчика — своего рода «брэнд», под которым предлагаются, по его мнению, наиболее привлекательные возможности.

Для активизации интереса к Беларуси как к поставщику информационных технологий необходимо приложить усилия по формированию позитивного имиджа страны.

ИМ: Участие в ПВТ дает весомые конкурентные преимущества, которыми мы намерены воспользоваться в борьбе за выгодные заказы на мировом рынке аутсорсинга программного обеспечения. Мы хотим получить в число наших клиентов ведущие мировые фирмы, включая российские. Как следствие — рост численности штата программистов до 2 тыс. в течение следующего года. Есть планы и на более отдаленные периоды, благо кадровый потенциал Беларуси для этой сферы практически неограничен. У нас более миллиона высокообразованных людей. Учебные программы для их переподготовки уже готовы. ПВТ дает многим специалистам возможность получать достойную зарплату у себя дома, что должно уменьшить отток высококвалифицированных кадров.

С какими возможными сложностями, на ваш взгляд, может столкнуться проект на начальных этапах его осуществления?

СД: На мой взгляд, на начальном этапе необходимо провести жесткий отбор резидентов ПВТ. В противном случае в ПВТ попадут предприятия, мало занимающиеся высокотехнологичными проектами, что может дискредитировать саму идею ПВТ. Парк предполагает льготный налоговый режим. В этой связи многое будет зависеть от Наблюдательного совета, его объективности при оценке проекта для участия в ПВТ.

СГ: Для полноценной реализации проекта необходимо выработать четкие критерии и условия предоставления льготных условий, чтобы стимулировать развитие действительно перспективных направлений, которые имеют стратегическое значение для Республики Беларусь. И конечно же, такой масштабный и стратегический проект невозможно реализовать за короткий промежуток времени. Успех проекта во многом зависит от того, сможет ли государство гарантировать долгосрочную поддержку своей инициативы.

ИМ: Прежде всего, необходимо совершенствовать законодательную базу Республики Беларусь для защиты интеллектуальной собственности зарубежных заказчиков. Зарубежный заказчик должен иметь гарантии того, что, если он разместит заказ в Беларуси, его права будут защищены так же хорошо, как и в странах Западной Европы и США.

Декрет позволяет зарубежным фирмам создавать своих резидентов в ПВТ, которые изначально могут иметь более сильные стартовые позиции, к примеру по зарплате, чем белорусские фирмы. Это может ослабить позиции последних.

Помимо программирования, не существует пока четких критериев того, что является высокими технологиями и, соответственно, подлежит льготному налогообложению или нет. Ошибки могут привести к дискредитации всей идеи в целом.