Съезд ИТ-директоров, организованный клубом ИТ-директоров 4CIO и агентством «Форт-Росс», прошел в «формате наоборот». На 100 руководителей ИТ-служб приходилось свыше 130 представителей вендоров (и между ними подчас нелегко было провести границу из-за ИТ-руководителей ИТ-компаний), однако выбор тематики выступлений и кандидатур докладчиков на этот раз ИТ-директора оставили за собой. В результате получилось много спорных, в чем-то провокационных, но безусловно востребованных выступлений

Редкой ИТ-конференции удается избежать маркетингового диктата спонсоров — поставщиков оборудования или программного обеспечения. Тем более приятно, когда доведется наблюдать справедливость утверждения, что сегодня на ИТ-рынке условия диктуют не производители, а потребители. Съезд ИТ-директоров, организованный клубом ИТ-директоров 4CIO и агентством «Форт-Росс», прошел в «формате наоборот». На 100 руководителей ИТ-служб приходилось свыше 130 представителей вендоров (и между ними подчас нелегко было провести границу из-за ИТ-руководителей ИТ-компаний), однако выбор тематики выступлений и кандидатур докладчиков на этот раз ИТ-директора оставили за собой. В результате получилось много спорных, в чем-то провокационных, но безусловно востребованных выступлений.

Да здравствует субъективизм!

Вслед за приветствием от Мининформсвязи конференцию открыло выступление директора «1С», что не без ревности было воспринято остальными вендорами. Но…

«Нас интересовало мнение о ситуации на рынке конкретного человека, и мы его услышали», — заявил от лица организаторов технический директор компании «Инком» Павел Пестряков.

Схожим образом поступили и с аналитиками. Вместо «официальных» исследователей рынка внимательно выслушали Михаила Елашкина, высказавшего субъективную точку зрения — из тех, что нередко слышна в кулуарах, но озвучивать которую с трибуны считается моветоном. По его мнению, сейчас взрывается «мина замедленного действия», заложенная под ИТ-индустрию очень давно: разделение производства программной и аппаратной составляющих, снявшее с поставщиков ответственность за работоспособность программно-аппаратного комплекса в целом. Оказалось выгодно повышать производительность процессоров, экономя на качестве софта. Многие производители качественного программного обеспечения погибли, а рынок затопил поток версий, отличающихся от предшествующих незначительными деталями. Терпение заказчиков исчерпалось на так называемой «проблеме 2000 года»: вера в новые технологии пропала, пользователи практически перестали обновлять программные системы. Этот протест клиентов сделал традиционные сегменты ИТ-бизнеса убыточными: покупая дешевые продукты, ИТ-менеджеры «убивают» высокотехнологичные компании, для которых инвестиции в исследования и разработки становятся неприбыльными. ПК уже не выгодны производителям, сейчас становятся невыгодными и ноутбуки. Оставшихся в живых поставщиков серверов можно пересчитать по пальцам одной руки (не считая нишевых), ряды бойцов софтверного фронта тоже стремительно редеют. На рынке деловых программ проявляется та же самая тенденция, что и на рынке ПК: за те же деньги клиент получает все более производительную систему, отметил директор «1С» Борис Нуралиев.

Сегодня на ИТ-рынке продаются не технологии и продукты, а концепции. Индустрия пытается генерировать новые идеи — консолидации, виртуализации, grid, on demand. Причем, если идея обещает хорошо продаваться, каждый производитель стремится «вбросить» свой собственный термин для ее обозначения. Между тем, по прогнозу Елашкина, российский рынок ожидает скорый выход на арену отечественных разработчиков. Для здоровья рынка их должно быть много. «Надо строить ?пирамиды?, а не ?небоскребы?: необходим широкий фундамент из множества маленьких фирм, где рождаются идеи», — отметил он.

Из CIO в CEO

Утрату доминирующей позиции на конференции вендорам частично компенсировала технологическая панель, проходившая параллельно с круглыми столами, и достаточно обширная выставка, в рамках которой общение с вендорами все-таки состоялось. Что касается основной программы форума, в первую очередь руководители ИТ-служб интересовались управленческими аспектами ИТ, будь то внедрение систем ERP или BI, интеграция систем документооборота или организация HelpDesk.

Интеграция бизнеса и ИТ, сопровождающаяся переходом все большего числа ИТ-руководителей на позиции топ-менеджеров, стала сегодня главной темой на Западе, отметили иностранные участники форума. «CIO должен быть агентом по продаже, он будет успешен только, если обладает навыками продавать идеи», — заявил директор информационной службы Majestic Insurance Джеймс Вулвайн. Но как бы ни тешила самолюбие ИТ-директоров эта тенденция, многие из них разделяют точку зрения Николаса Карра, представлявшего на саммите свою книгу Does IT Matter?

Тем не менее результаты опроса участвовавших в конференции ИТ-директоров, более 60% которых входят в управленческую команду своих компаний, показали: большинство из них признают влияние ИТ на конкурентоспособность российского бизнеса, качество работы с клиентами и партнерами (за счет увеличения скорости обработки заказов) и управляемость компании а также то, что ИТ позволяют увеличить оборачиваемость средств, сократить производственный цикл, способствуют созданию новых каналов продаж.

Встреча на Эльбе

Пожалуй, один из самых серьезных предметов озабоченности — поощряемая государством ситуация, когда отечественные разработчики продают рабочую силу на Запад, в то время как отсутствие сформировавшегося внутреннего рынка бьет по покупателям технологий.

«Как потребителям нам не из чего выбирать», — заявил Пестряков. На каждую задачу на рынке имеется не более одной-двух компаний, готовых предложить ее решение — по ценам, оправданным лишь их почти монопольным положением. Решать же все проблемы собственными силами ИТ-директора уже не стремятся. Получается, что до многих задач дело вообще не доходит, так как нет людей, которые будут ими заниматься.

Не удивительно, что аутсорсинг как инфраструктуры, так и заказных разработок софта оказался в числе тем, которые действительно заботят российских ИТ-директоров. Рынок аутсорсинга инфраструктуры и технической поддержки в России определенно есть, хотя он еще недостаточно зрел, поэтому нестандартный заказчик попадает в «мертвую зону», то есть неинтересен подрядчикам, отметил Владимир Шевченко, ИТ-менеджер «Альфа Лаваль Поток», где поддержку ERP оставили собственным специалистам, а инфраструктуру отдали на поддержку аутсорсеру. То, что рынок действительно складывается, показало относительно открытое обсуждение ценовых вопросов, из которого стало ясно, во что примерно может обойтись передача на аутсорсинг ИТ-инфраструктуры небольшого подразделения. По словам ИТ-директора «Инком-Авто» Бориса Славина, платить 30 долл. в месяц за обслуживание рабочего места, когда мест всего 15, выгодно, так как хорошего системного администратора за 450 долл. найти затруднительно. Впрочем, для него это пока локальный эксперимент.

Что касается заказной разработки программных систем, этот рынок российскими предприятиями до сих пор неизведан. По мнению президента ассоциации «Руссофт» Валентина Макарова, на внутреннем рынке существуют мифы об «офшорниках», которые мешают им и российским заказчикам найти друг друга. Например, о том, что «офшорные» программисты не хотят работать с соотечественниками, или о том, что они запредельно дороги. В результате возник парадокс — цена российского программиста на внешнем рынке ниже, чем на внутреннем, потребность в заказных разработках и в аутсорсинге персонала на российском рынке есть, но компании, успешно работающие на иностранных заказчиков, в России получают лишь единичные заказы. Одна из причин — их нежелание браться за мелкие заказы.

В этот момент стала очевидной полезность данной дискуссии — по крайней мере, один ИТ-директор нашел потенциального подрядчика, как только из зала последовало опровержение этого тезиса по отношению ко всем «офшорным» разработчикам.

«Мы работаем как на западном, так и на российском рынке, с контрактами любого масштаба и предоставляем одинаковый уровень цен», — заявила руководитель службы маркетинга Aplana Software Мария Драган.

«Оказывается, есть точки соприкосновения, можем работать», — отметил Славин, получив утвердительные ответы на свои вопросы.


Сколько весит ИТ-бюджет

В Russian CIO Summit 2005 приняли участие почти 100 ИТ-директоров. Они представляли государственные организации, производственные и торговые предприятия, финансовые компании и сферу услуг. Примерно треть компаний, представленных на саммите, имеют до 200 компьютеров, 26% компаний — до 500 и 15% обладают парком из более 1500 единиц компьютерной техники. Около 61% ИТ-директоров, участвовавших в cаммите, подчиняются непосредственно президенту или генеральному директору компании. Опрос участников CIO Summite показал, что для разных компаний удельный вес ИТ-расходов в их общем бюджете может сильно разниться


Статистика для составления бюджета

Наступила пора формирования ИТ-бюджета. Самое время познакомиться с последними данными, характеризующими нынешнее состояние и тенденции развития информационных технологий. Сведения эти собраны из разных источников и должны помочь вам понять текущее положение дел в отрасли.

  • Затраты на ИТ, выраженные в процентах от оборота компании, представляют собой значительно более важную метрику, чем в те времена, когда информационные технологии считались тайной за семью печатями и выполняли мало кому понятные функции. Однако и сегодня этот параметр играет немаловажную роль. Как правило, он находится в пределах 4-8% от общего оборота компании, но конкретные показатели, естественно, зависят от того вертикального рынка, на котором вы работаете. Для розничной торговли, к примеру, эта величина постепенно уменьшается и приближается сегодня к 1%.
  • Расходы на ИТ, выраженные в процентах от капитальн?ых затрат, составляют в среднем около 50%.
  • По оценкам специалистов, 80% всех ИТ-расходов сегодня приходится на текущие операции и только 20% относится к капитальным затратам, тогда как 20 лет назад это соотношение составляло 50х50%.
  • Коэффициент полезного использования ИТ-систем обычно не превышает 20%. Это является основной движущей силой дальнейшего совершенствования технологий распределенных вычислений и виртуализации.
  • Ожидается, что существующая базовая сетевая инфраструктура прослужит около семи лет.
  • Заявленная стоимость систем - это лишь верхушка айсберга. Реальное внедрение обойдется в два-три раза дороже, а если вести речь о долгосрочных затратах на управление, то первоначальная стоимость систем составит, скорее всего, от 1/7 до 1/10 их общей стоимости владения.
  • По некоторым оценкам, до 40% денег, выделяемых на развертывание новых приложений, тратится на интеграцию новых систем с унаследованными программами. Это является одним из основных стимулов дальнейшего распространения Web-сервисов.
  • По некоторым оценкам, объем данных, приходящихся на каждого пользователя, за год увеличивается на величину от 800 Мбайт до 1 Гбайт. А ежегодный рост объемов хранимой информации в масштабах компании составляет в среднем 25-35%.

Конечно, все эти цифры являются усредненными, и значения соответствующих показателей в вашей компании могут отличаться от приведенных. И если у вас уже накоплена какая-то статистика, сообщите нам, пожалуйста, что происходит в вашей организации.

— Network World, США