В разгар летних отпусков Россию, как еще недавно было принято говорить в новостных сводках, «с деловым дружественным визитом» посетила президент и главный управляющий компании Hewlett-Packard Карлтон Фьорина. Успех любой компании, как известно, можно анализировать с трех сторон: личность руководителя бизнеса, текущие параметры самого бизнеса, его философия — именно в таком аспекте проходила беседа Фьорины с российскими журналистами
Карлтон Фьорина: «Мы разработали долгосрочный план работы в России и намерены расширять свое присутствие на этом рынке. Россия — одна из наших приоритетных инвестиционных территорий»

Первое, о чем, по словам главы компании Hewlett-Packard Карлтон Фьорины, она спрашивает себя в начале каждого рабочего дня — что компании не нужно менять? В период больших перемен необходимо уметь говорить с заказчиками о базовых вещах и о ценностях, донося до них приверженность компании принципу инноваций, одновременно не меняя ни заказчиков, ни уникальности HP. Карли уверена: ни одна компания не должна терять уникальность. Далее, по ее словам, можно ставить другие вопросы. Что изменилось за сутки вокруг компании? Как вообще меняется мир, заказчики и конкуренты? Наконец, третья группа вопросов, на которые Фьорине приходится отвечать каждый день в качестве руководителя компании с оборотом 80 млрд. долл. и штатом 145 тыс. человек, — какова цель HP, к чему надо стремиться?

Данный визит — первое посещение Фьориной России в качестве главы HP, хотя в 1989 году она уже была в СССР. Спустя полгода после одобрения плана расширения бизнеса в России, она решила лично приехать в страну, чтобы пообщаться с местными сотрудниками, заказчиками и партнерами с целью получения более ясной картины возможностей HP в данном регионе. Карли посетила Санкт-Петербург и Москву, отметив значительные перемены, произошедшие в стране: бурная деятельность, краски, мобильность, высокий уровень деловой активности.

«Из разговоров с людьми чувствуется, что у них имеется большой интерес к работе в мировом масштабе. Все, с кем я встречалась, активно отстаивают интересы своей страны, и это произвело на меня большое впечатление», — отметила Фьорина.

Деятельность компании фокусируется сегодня на трех сегментах: корпорации, SMB и потребительский рынок. Движение в сторону рынка малых и средних предприятий, а также расширение своей доли на потребительском рынке не столь очевидно для традиционно инжиниринговой компании. Однако, Фьорина не видит в этом ничего необычного: «Мы уже сегодня успешно работаем на потребительском рынке. Наши продажи на нем составляют 20 млрд. долл. Каждую секунду в мире покупается один продукт НР: компьютер, принтер или камера. Но главное, мы не только сумели завоевать репутацию компании, которая производит качественные и надежные продукты; помимо этого наши продукты отличаются простотой в использовании. В сфере потребительского рынка мы стремимся акцентировать внимание не на потрясающих технологиях, а на том, что от них получит заказчик, независимо от того, кто он — руководитель крупной компании или домохозяйка».

Привлекательность рынка SMB подтверждается следующими цифрами: сегодня только в США этот рынок складывается из 23 млн. различных бизнесов, а в регионе EMEA имеется 19 млн. компаний, которые можно отнести к классу малых и средних; объем этого рынка, по данным AMI Partners в настоящий момент составляет 429 млрд. долл., а к 2008-му он достигнет 808 млрд. долл.; в этом году на нужды малого и среднего бизнеса будет направлено 53% всего продаваемого ПО и оборудования. При этом в глазах HP наша страна по доходу на душу населения (3 тыс. долл.) выглядит предпочтительнее, чем, например, Индия и Китай, хотя и уступает Польше (5,8 тыс. долл.). Однако, HP не одинока в понимании перспективности этого рынка вообще и его потенциала в России в частности. Ситуацию вокруг SMB пристально изучают в руководстве и других ведущих системных производителей. Для успешной работы на этом рынке требуется предложить потребителю простой продукт, удовлетворяющий конкретным, достаточно специфическим требованиям, обеспечить обмен опытом и бизнес-практикой, накопленной в результате его эксплуатации; создать канал сбыта, способствующий увеличению продаж и улучшению сервиса. Тот из ведущих игроков ИТ-индустрии, кто сможет лучше решить эти задачи, вырвется, наконец, вперед.

Фьорина дала достаточно интересные оценки изменений, происходящих сегодня в предпочтениях клиентов. Если до бума доткомов техника предназначалась в первую очередь для тех, кто в ней разбирался, то сегодня ИТ вошли в жизнь каждой страны, компании, человека. Цифровая фотография — наглядный тому пример. Или электронное правительство как перевод процессов государственного управления на цифровые рельсы.

«Если еще пять лет тому назад директор компании мог сказать: ?Я не разбираюсь в технике?, то теперь он говорит: ?Мне не обязательно разбираться в деталях, но я должен знать, как использовать ИТ, как инвестировать в них?», — отметила Фьорина.

Однако, это, по мнению Фьорины, совсем не означает, что ИТ-индустрия стала такой же скучной, как, например, машиностроение. «Конечно, техническая отрасль не будет теперь столь же захватывающей, как в эпоху бума доткомов. Тем не менее техническая отрасль по-прежнему обеспечивает двукратный рост валового внутреннего продукта. По-моему, этот факт сам по себе довольно интересен», — считает она.

ИТ по-прежнему преображают все другие отрасли и становятся в один ряд с энергетикой или машиностроением, имеющими большое значение для экономики. Сегодня для успешной конкуренции на рынке ИТ-решений требуется больше усилий, чем раньше. «Когда увеличивается масштаб и значимость той или иной отрасли, в ней неизбежно начинают происходить процессы консолидации и укрупнения. И я не считаю, что это скучно. Напротив, это очень интересный процесс», — заметила Фьорина.

Фьорина выделила три направления инноваций: фундаментальные исследования, способные изменить саму природу ИТ-отрасли, например, нанотехнологии; создание «ИТ-фабрик», способствующих, по словам Фьорины, «формированию ?материи? ИТ (речь идет не о каком-то необычном продукте, функции или технологии — изобретения такого рода оказывают влияние на все, что мы делаем — на ?материю? вычислений, на саму их природу)»; отдельные изобретения, призванные улучшить продукты компании.