Главной помехой в борьбе с пиратством в УБЭП считают законодательство
Анна Лавринова считает, что одной из важнейших задач НП ППП является воспитание негативного отношения к компьютерному пиратству

Cостоялось очередное собрание Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов (НП ППП), на котором были подведены итоги работы в прошлом полугодии и оглашены результаты анкетирования компаний—членов партнерства и опроса сотрудников УБЭП Московской области, принявших участие в специально организованном для них учебном семинаре в феврале этого года.

Согласно результатам анкетирования партнеров, главной тенденцией полугодия стало продолжающееся с августа прошлого года падение доли контрафактных программ в сфере розничной торговли.

Гораздо более любопытными оказались итоги опроса «милицейского» — например, главной помехой в борьбе с компьютерным пиратством большинство респондентов (53%) считают несовершенство законодательства. На втором месте (50% опрошенных) находится нехватка специальных знаний у самих борцов, на третьем и четвертом (39 и 36%) — отсутствие у жертв взаимопонимания со следствием, а у следствия — четко налаженной связи с правообладателями. В качестве других причин были указаны отсутствие достаточного количества сотрудников и ресурсов, а один милиционер указал в качестве помехи прокуратуру. Достаточно показательны и ответы на вопрос «Откуда вы получаете информацию о признаках контрафактности?». Несмотря на то что для 61% милиционеров главным источником являются ведомственные рассылки, 44%, кроме того, получают консультации у загадочных «иных компетентных лиц». Информацией с сайтов пользуются 11% опрошенных, а 6% полагаются на собственный опыт.

Директор НП ППП Дмитрий Соколов полагает, что на сегодняшний день государство в лице органов исполнительной, законодательной и судебной власти готово заниматься проблемами пиратства и этим благоприятным моментом нужно пользоваться. В конце декабря прошлого года состоялось очередное заседание правительственной Комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, на котором были рассмотрены различные меры борьбы с пиратством. В их числе — обеспечение возможности доступа на режимные объекты для сотрудников МВД и иных контролирующих органов, система лицензирования и идентификации носителей (идентификационные марки), а также изменения в законе «Об авторском праве и смежных правах» и Гражданском кодексе. Также в феврале этого года состоялось заседание Совета по ИТ при Министерстве по связи и информатизации, одним из пунктов повестки дня которого была подготовка к запланированному на апрель 2004 года заседанию правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности. Основное внимание на нем будет уделено вопросу о недопущении использования в системе федеральных органов государственной власти программного обеспечения, не имеющего соответствующих лицензий.

Наряду с «теоретическими» есть у НП ППП и практические успехи, даже появились первые приговоры, по которым пираты получили лишение свободы, хотя и на незначительные сроки. Всего при участии членов НП ППП за вторую половину прошлого года было возбуждено 185 уголовных дел, из которых 161 дошло до суда.

Другое направление, в котором активно работает НП ППП, — агитационная работа по изменению общественного сознания и воспитание негативного отношения к компьютерному пиратству. По словам заместителя директора НП ППП Анны Лавриновой, по результатам анкетирования важность целевых групп для агитации и пропаганды была оценена так: на первом месте — бизнесмены и руководители, на втором — пресса, на третьем — студенты, чиновники и рядовые пользователи, затем школьники и на последнем месте — потенциальные пираты. Главным средством агитации пока станет ее «наглядная разновидность» — в ближайшее время на конкурсной основе будут выбраны и распространены специальные агитационные плакаты. 


Ложка САПРа в бочке борьбы с пиратством

По словам генерального директора московского офиса компании АСКОН Александра Тимошина, в настоящее время доля пиратства в области использования САПР составляет около 90%. Но, поскольку большинство владельцев средств проектирования принадлежит к ВПК, представители правоохранительных органов, осуществляющие борьбу с нелицензионным использованием ПО, не имеют возможности проверять указанные предприятия.

Единственное, что может помочь в этой ситуации, — сложность самих программных продуктов.

«Есть примеры, когда пользователи нелегального софта, обращаясь к АСКОН за решениями сложного уровня, переходят на легальное использование САПР», — сообщил Тимошин. По его словам, нелицензионные пользователи используют функционал продуктов не более чем на 20-30%, чего для реализации крупных проектов явно недостаточно.