ESB — это «программное обеспечение промежуточного слоя нового поколения», и оно обеспечит компаниям среднего размера тот же уровень интеграции, который уже в течение нескольких лет предоставляют крупным компаниям серверы приложений. Реализовать технологию интеграции ESB стало возможно с появлением более жестких стандартов, особенно для XML, JMS и Web-служб.

Маишии Бенфорд все время не давали покоя порожние рейсы грузовиков. Дело в том, что автомобилям ее компании — Associated British Nutrition and Agriproducts, привлекаемым к доставке фуража скотоводческим фермам, приходилось возвращаться на базу с пустыми кузовами. На обратном пути водители часто встречали или обгоняли своих коллег, перевозивших продукты, которые те же фермеры продавали ABNA.

Но если клиенты ABNA иногда выступают в роли ее поставщиков, значит, есть возможность отменить часть из 2000 ежедневных рейсов, упростить сложную цепочку поставок и сократить расходы на логистику, составляющие 100 млн. долл. в год. «Если свести к минимуму порожние рейсы, снизятся и издержки; в этом заключался наш главный побудительный мотив», — рассказывает Бенфорд, директор отделения ABNA по логистике и групповым информационным системам.

Основная трудность состояла в том, как интегрировать логистическую систему с развернутыми в ABNA системами обслуживания клиентов, бухгалтерского учета, торговли и бизнеса (часть из них досталась в наследство от поглощенных компаний). Некоторые из этих систем функционировали в среде Unix, другие — в OpenVMS, третьи работали под управлением Windows NT.

Пользователи привязались к эксплуатируемым прикладным программам, поэтому Бенфорд отказалась от идеи внедрения в компании единой ERP-системы. Бенфорд выбрала путь, который казался ей более простым и менее затратным, — реализация шинной архитектуры, обеспечивающей объединение этих крупных систем и совместное использование ими информации с помощью маршрутизаторов сообщений. Эта технология интеграции сегодня получила название общей шины предприятия (Enterprise Service Bus, ESB). «Базирующийся на обмене сообщениями подход показался нам наилучшим решением, и к тому же на его реализацию не потребовалось больших расходов», — рассказывает Бенфорд, которой довелось участвовать в разработке системы ESB совместно со специалистами компании Sonic Software.

ABNA и другие предприятия, в числе первых решившие взять на вооружение систему ESB (а среди них и такие корпорации, как General American и Central Hudson Gas & Electric), стремятся к достижению следующих целей.

  • Интероперабельность - способность обеспечивать взаимодействие между приложениями и системами, установленными на различных платформах обмена сообщениями и функционирующих в разных операционных средах.
  • Снижение затрат: если раньше интеграционный проект обходился в несколько миллионов долларов, то теперь расходы на его реализацию сокращаются втрое-вчетверо.
  • Более простые модели разработки, основывающиеся на стандартах, которые устраивают склонных к универсальным решениям разработчиков.
  • Ориентированная на предоставление услуг архитектура, обеспечивающая реализацию функций, которые предлагаются как Web-службы.

«В стремлении упрощать операционные процедуры и экономить средства за счет интеграции нет ничего нового», — утверждает Стив Крэггс, консультант компании Saint Consulting, являющийся одновременно заместителем председателя правления консорциума EAI Industry Consortium. По его словам, новое состоит в том, что для этого применяется технология обмена сообщениями, которая позволяет сохранять 80% мощности существующей системы интеграции приложений предприятия (Enterprise Application Integration, EAI) и добавлять новые функциональные возможности при относительно невысоких издержках.

«Реализовать технологию интеграции ESB стало возможно с появлением более жестких стандартов, особенно для XML, JMS и Web-служб», — рассказывает Рой Шульте, аналитик компании Gartner, которая и дала имя новой технологии. Благодаря успехам в совершенствовании технологии «публикации и подписки» (Publish-and-Subscribe) других видов программного обеспечения промежуточного слоя, а также повышению быстродействия сетей значительно расширились возможности осуществляемого в реальном времени взаимодействия разнородных сред. Но для того, чтобы создать структуру, которую Шульте называет «нервной системой предприятия», потребовалась такая технология, как ESB. Шульте предсказывает, что уже к 2005 году большинство крупных предприятий возьмут эту технологию на вооружение.

«Компаниям требуется более высокий уровень интеграции, нежели тот, что могут предложить службы Web и XML, — объясняет Эрик Ньюкамер, директор по технологиям компании Iona Technologies, которая склоняется к принятию модели ESB. — Были созданы различные варианты программного обеспечения промежуточного слоя на базе CORBA, серверов приложений, Microsoft .Net и таких продуктов, как IBM WebSphere MQ, но все они не могут взаимодействовать друг с другом».

В некоторых организациях технология ESB используется для вовлечения в процесс интеграции других отделов или функций.

«И ведь что интересно, — добавляет Крэггс, — жизненно важные приложения в таких организациях включены в систему интеграции приложений предприятия, но это не мешает им реализовывать менее затратный подход на основе концепции ESB».

В самом общем виде ESB представляет собой слой межплатформенного программного обеспечения, предназначенного для передачи данных между приложениями и системами через шинную или кольцевую архитектуру, которая имеет главную магистраль для асинхронной передачи сообщений с интеллектуальной трансформацией и маршрутизацией для достижения большей надежности. Эта схема совсем не похожа на традиционную модель интеграции типа «втулка со спицами», состоящую из пассивных узлов и интеллектуальных ступиц. Для функционирования ESB требуются базирующиеся на стандартах технологии; как правило, но не всегда, это Java Message Service (JMS), коннекторы J2EE или аппарат обмена XML-документами.

Службы, развернутые в каждом приложении, подключаются к общей шине через стандартные соединения. Приложения могут активизироваться из любой точки шины; с другой стороны, можно активизировать программы, подсоединенные к любой точке шины; при этом обращение не обязательно должно проходить через центральный концентратор. Но хотя вся схема базируется на стандартах, поставщики применяют в своих ESB-системах различные подходы к проблеме передачи сообщений и реализуют в них различные функции. С тем чтобы упростить создание ESB, поставщики используют консоли разработчика и «приборные доски», построенные с применением языка Java и механизма буксировки.

«ESB — это ?программное обеспечение промежуточного слоя нового поколения?, и оно обеспечит компаниям среднего размера тот же уровень интеграции, который вот уже в течение ряда лет предоставляют крупным компаниям серверы приложений», — считает Деннис Байрон, аналитик IDC.

«И это естественная тенденция, — добавляет он. — Когда технология достигает поры зрелости, она обеспечивает те же возможности, которые реализованы в продуктах старшего класса в изделиях не столь высокого уровня и по более низким ценам».

Некоторые поставщики средств ESB предлагают лицензии на один сервер по ценам от 12,5 тыс. до 25 тыс. долл., хотя крупные системы стоят порядка 250 тыс. долл. плюс 150 тыс. долл. за проведение работ по оптимизации. И все равно эти расходы представляют собой лишь часть тех сумм, которые приходится вкладывать во внедрение EAI. «Проблема с системами категории EAI не в высокой покупной цене, а в том, что на их установку уходит много времени, — рассказывает Байрон, да и консультанты обходятся дорого. — Компания с оборотом в 50 млн. долл. просто не может позволить себе израсходовать 2 млн. долл. на оптимизацию и внедрение нестандартного решения», — утверждает он.

То обстоятельство, что системы ESB можно реализовывать в виде проектов, тоже можно отнести к числу их достоинств.

«Хотя клиенты желают в конце концов получить интегрированную сеть, пронизывающую все предприятие, сегодня применяется та же модель финансирования, что и при реализации проектов. Клиенты приобретают системы ESB-архитектуры компонент за компонентом», — поясняет Гордон ван Хейзен, директор по технологиям компании Sonic Software, которая специализируется на технологиях ESB.

Применение систем ESB экономически целесообразно даже при реализации сравнительно масштабных интеграционных проектов в крупных компаниях, как утверждают первые пользователи новой технологии. Так, в ABNA, отделении компании Associated British Foods с оборотом в 7,2 млрд. долл., подсчитали, что если сейчас ежегодные расходы на доставку товаров составляют 100 млн. долл., то после реализации мер по интеграции ИТ-ресурсов этот показатель снизится на 5-10%; при этом стоимость проекта составила порядка 2,8 млн. долл., включая расходы на разработку, а также приобретение дополнительных программных и аппаратных средств.

Кроме того, технология ESB позволила ABNA в дополнение к системе обмена электронными данными установить систему извещений о статусе поставок, а это важно, поскольку для успешного ведения борьбы с коровьим бешенством британским компаниям требуется усовершенствованная система документации перевозимых товаров.

Упрощенная разработка

Экономия средств, получаемая при реализации проектов по созданию систем ESB, в значительной степени объясняется относительной простотой применяемых при этом моделей и средств разработки.

«Мы действуем в строгом соответствии со стандартами, поэтому код пишется по стандартам и на уровне бизнес-логики, — разъясняет Ронан Брэдли, директор компании PolarLake, поставляющей ESB-систему JIntegrator. — Всю сложность системы мы скрываем в платформе».

Ну, а раз упрощается разработка, значит, требуется меньше программистов, и можно привлекать не специалистов по нестандартным изделиям, а знатоков таких средств, как Java и XML.

«Для работы требуется несколько высококвалифицированных сотрудников, но речь не идет о привлечении целой армии программистов; численность бригад разработчиков сокращается», — поясняет Стив Филд, директор по интеграционным проектам компании Tier1 Innovation.

Именно трудности с разработкой привели руководство компании General American Corp. (GAC), которая специализируется на оценке недвижимости, к мысли о том, чтобы взять на вооружение технологию ESB. Всякий раз, когда один из тысяч ипотечных банков, являющихся ее клиентами, запрашивал электронное подсоединение, приходилось отключать системы, на которых в среде Windows 2000 функционировали базы данных Sybase.

«Мы проходили через весь проект отображения полей данных в одну и в другую сторону, через тестирование, фактически отключали системы, и все это только для того, чтобы иметь возможность модернизировать наши системы и обеспечить их совместимость с этим новым интерфейсом», — рассказывает Крис Бининг, старший вице-президент GAC.

GAC установила контакты с компанией Tifosi Enterprise Integrator. Изучив интеграционные продукты компаний IBM, Sybase и других, в GAC приняли решение о выборе предложенной Tifosi упрощенной модели разработки и «приборного щитка» для проектирования и развертывания приложения. Перед тем как инсталлировать систему Tifosi стоимостью в 250 тыс. долл. в масштабах всей компании, GAC испытала тестовую модель. Кроме всего прочего, в технологии ESB Бинингу понравилась возможность обращаться к Web-службам. Дело в том, что в будущем клиенты GAC с помощью этой функции смогут организовывать подключения самостоятельно.

Стоит начаться дискуссии, посвященной проблемам ESB, и сразу же речь заходит о Web-службах.

В системах ESB-архитектуры Web-службы найдут главное свое воплощение. ESB — это способ получать Web-услуги, а не способ конкурировать с Web-службами», — уверяет Шульте.

Важно отметить еще одно обстоятельство: активность на рынке средств ESB будет возрастать.

«Если за создание систем ESB взялись IBM и Microsoft, можно не сомневаться, что дело пойдет быстро», — уверяет Шульте, имея в виду сведения о разработке корпорацией Microsoft проекта Indigo и сообщения о планах IBM в будущем году выпустить инструментарий ESB.

В IBM утверждают, что их шина будет представлять собой вариацию на тему существующей платформы обмена сообщениями WebSphere MQ. Наряду с упомянутыми компаниями интерес к средствам ESB проявляет большая группа поставщиков, а уже вовлеченные в эту сферу фирмы объявили о создании новых или о модификации выпускаемых изделий.

В корпорации Central Hudson Gas & Electric после того, как решили внедрить у себя интеграцию в стиле ESB, обратились к компании Software AG — поставщику, с которым Central Hudson проработала два десятилетия. Крупному коммунальному предприятию нужна была функционирующая в Internet система оформления счетов для клиентов и более совершенные средства для ввода отчетов о перерывах в подаче энергии в новую систему обеспечения непрерывного обслуживания от компании GE Power Systems.

«Наша цель состояла в том, чтобы улучшить качество обслуживания клиентов за счет внедрения автоматической услуги в Internet и системы, предсказывающей причину перерывов в подаче энергии, о которых сообщают наши клиенты», — рассказывает ИТ-менеджер Central Hudson Гэри Райт.

Для Central Hudson каждый звонок клиента, перенаправленный в среду Internet, означает экономию в 6-7 долл. «В год мы получаем порядка 720 тыс. звонков, и на 10% из них, по нашим оценкам, можно ответить через Internet, что обеспечит ежегодную экономию в 500 тыс. долл., а то и больше, — рассказывает Райт. — Мы не стремимся к сокращению штатов; наша цель — снизить издержки так, чтобы мы могли обеспечивать рост, не увеличивая потребляемых ресурсов».

Райт рассматривал и другие возможности интеграции, но решение EntireX компании Software AG понравилось ему больше других: оно предоставляет возможность обмена сообщениями, программное обеспечение Tamino наделено функциями XML-сервера и может связывать Web-документы. «Software AG давно уже выпускает адаптируемые средства обмена сообщениями и интеграции, но сегодня ее технология вписывается в модные структуры ESB», — объясняет Джо Джентри, старший менеджер по маркетингу продуктов компании Software AG.

Клиенты не обращаются к поставщикам с заказами на ESB. «Они приходят к нам и описывают свою проблему, — скажем, нужно организовать передачу деловым партнерам информации с нескольких серверных баз данных или создать Web-интерфейс, в котором сочетались бы данные из нескольких источников или который давал бы клиентам возможность управлять своими счетами, — объясняет Джентри. — Все эти проблемы можно решить, и такое решение сегодня называется ESB».


ESB: ключевыехарактеристики

Архитектура шины служб уровня предприятия имеет следующие отличительные особенности:

  • Реализованные на шине механизмы обмена сообщениями, обеспечивающие службы преобразования, XML и интеллектуальной маршрутизации, а также сама коммуникационная шина.
  • Средства дефиниции и службы хранилищ.
  • Службы администрирования и управления.
  • Средства для обеспечения стандартных форм связи, таких, как службы Web.
  • Соответствие отраслевым стандартам.

Источник: Стив Крэггс, вице-президент EAI Industry Consortium, Best of Breed ESBs


Как работает ESB

С помощью ESB реализуется магистраль для передачи сообщений, благодаря которой функциональные возможности промежуточного ПО для обработки сообщений (MOM) фактически распространяются на все службы, системы и приложения, используемые компанией


Продукты и поставщики

Технология Enterprise Service Bus требует соблюдения стандартов, но изделия ESB выпускаются целым рядом поставщиков, и эти продукты пока еще очень трудно назвать стандартными. Аналитик Gartner Рой Шульте и другие эксперты обычно разделяют предожения поставщиков на несколько групп.

Мощные средства обмена сообщениями
  • Sonic XQ ESB (Sonic Software)
  • Tifosi ESB (Fiorano Software)
  • JIntegrator (PolarLake)
  • SpiritWave (SpiritSoft)
  • Artix (Iona Technologies)
  • Комплект WASP (Systinet)
  • DE Management Server (Digital Evolution)
ПО промежуточного слоя
  • Composite Application Suite (Kenamea)
  • EntireX (Software AG)
  • KnowNow Internet Middleware (KnowNow)
  • Enterprise Messaging (Tibco Software)

Web-службы

  • Network Director (Blue Titan Software)
  • Cape Clear 4 (Cape Clear Software)
Комплексные средства интеграции
  • IBM заявила, что к 2004 году предложит решение на основе шинной технологии; возможно, это будет модернизированная версия ее платформы обмена сообщениями WebSphere MQ
  • Аналитики предполагают, что и Microsoft оснастит средствами ESB свою коммуникационную инфраструктуру для Web-служб, известную под кодовым названием Indigo