Новая концепция корпорации HP призвана обеспечить гибкость предприятий в интерьере неустойчивого равновесия.
Питер Блэкмор: «Коммунальная модель предоставления ИТ-ресурсов скоро станет доминирующей в мире»

Внимание к российскому рынку проявляют сегодня многие зарубежные ИТ-компании. Опираясь на оптимистичные прогнозы роста, они планируют дальнейшие инвестиции в его развитие. Не стал исключением из этой тенденции и визит в Москву Питера Блэкмора, исполнительного вице-президента Enterprise Systems Group (ESG) компании Hewlett-Packard. Одной из целей визита было проведение круглого стола, посвященного итогам состоявшегося год назад объединения HP и Compaq, а также обсуждению стратегии НР в области адаптивных инфраструктур (Adaptive Enterprise). В работе круглого стола принимали участие Роберт Белльманн, генеральный директор HP в России и директор Personal Systems Group, Хилмар Лоренц, генеральный директор НР в странах СНГ и директор Enterprise Systems Group российского офиса HP. Мнение аналитиков по обсуждаемым вопросам представлял Роберт Фариш, региональный менеджер IDC в России.

«Изменения обычно означают реорганизацию бизнес-процессов, а это весьма заметное событие для ИТ-отделов, в задачи которых входит фактически перестройка всей инфраструктуры предприятия. Именно для обеспечения гибкости предприятий мы предлагаем особую инфраструктуру, в состав которой входит управленческое программное обеспечение HP OpenView, аппаратное обеспечение, поддерживающее функции интеллектуального управления и виртуализации, а также услуги для заказчиков», — отметил Блэкмор.

Сегодня, по его словам, заказчики постепенно переходят от фиксированных закупок к модели «коммунальных платежей» — оплате вычислительных мощностей по факту использования, а в перспективе, и без привязки к конкретному поставщику услуг.

Конкретным воплощением стратегии адаптивной инфраструктуры HP стало создание UDC (Utility Data Center) — арендуемых центров обработки данных, которые представляют собой решения по организации взаимодействия нескольких центров обработки информации путем динамического распределения нагрузки. UDC уже работают в лабораториях HP и в ряде пилотных проектов. По словам Лоренца, элементы UDC имеются в проектах для ТНК и Сбербанка РФ. В рамках HP Adaptive Enterprise сделаны усовершенствования в OpenView: включена возможность виртуализации для работы с моделью «коммунальных платежей»; добавлена функция «самолечения», благодаря которой система сама может прогнозировать и предупреждать сбои. Решение данной задачи в какой-то степени облегчит начатая унификация доставшихся HP платформ.

В рамках анонсированной концепции адаптивной инфрастуктуры HP предложила ряд новых услуг. Например, вместе с несколькими исследовательскими организациями и школами бизнеса были проведены оценки скорости реагирования предприятий на изменения цен, структуры, появление новых продуктов на рынке. На основе анализа результатов была разработана методика количественной оценки гибкости предприятия, и сегодня HP предлагает двухнедельную консалтинговую программу, в рамках которой проводится анализ текущего состояния предприятия.

Кроме технических деталей участников круглого стола интересовали финансовые результаты работы объединенной компании, а также примеры синергетического эффекта от слияния. По словам Белльманна, оборот компании в России увеличился за прошлый год на 100 млн. долл. Во втором квартале 2003 финансового года оборот подразделения ESG составил 3,9 млрд. долл., хотя оно и продолжает работать с убытком везде кроме России (где была получена значительная прибыль). Возможно, отчасти поэтому Блэкмор заявил на встрече, что компания на протяжении ближайших трех-четырех лет намерена инвестировать в деятельность российского представительства.

Предварительный эффект от слияния НР и Compaq исчисляется в 3,5 млрд. долл. Это означает, что увеличилась конкурентоспособность компании, выросло число продуктовых линеек, расширился охват рынков, а «большая компания» почти всегда означает «большие заказчики». В результате объединения образовались пересекающиеся направления в деятельности — повышение эффективности стало, по словам Блэкмора, возможным благодаря экономии в результате отказа от ряда производств, реорганизации логистических служб, а также заключению более выгодных договоров с партнерами. Только в результате удачных договоров компании удалось получить около 1 млрд. долл.

Как обычно на таких встречах, здесь много говорилось о преимуществах, лидерстве, о различиях архитектур и подходов. Например, оборудование НР, по словам Блэкмора, позволяет использовать программное обеспечение независимых разработчиков, в то время как IBM стремится ориентировать заказчиков на использование собственных продуктов. Справедливости ради стоит заметить, что излишнее увлечение открытостью и передача производства на аутсорсинг также таит в себе опасность потерять лицо и превратиться из компании-производителя в компанию-консолидатора.

С другой стороны, на основе только что вышедшего отчета IDC Worldwide Quarterly Server Tracker, первенство HP выглядит уже не так убедительно. Однако, оставим заявления о первенстве — в конце концов, очевидно, что сегодня налицо состояние неустойчивого равновесия между двумя основными игроками ИТ-рынка, а адаптивные инфраструктуры разрабатывают уже почти все его игроки, вопрос лишь в том, кто способен вкладывать миллиарды в НИОКР, доводить разработки до рынка и эффективно взаимодействовать с заказчиками. Обратимся же пока к мнению IDC — Фариш озвучил на круглом столе некоторые наблюдения по результатам слияния HP и Compaq.

В России исследования IDC проводятся на трех сегментах рынка: ПК, серверов и систем хранения. На данный момент НР лидирует в России в сегменте ПК — если до слияния компании принадлежало здесь 7%, а Compaq — 6%, то после слияния совокупная доля НР составила 13%. Примечательно, что это произошло на фоне сокращения доли импортируемых в страну компьютеров и заявлений ряда компаний о неизбежном растаскивании долей рынка. Однако, по мнению IDC, этого не случилось. Рынок серверов IDC подразделяет на серверы стандартной архитектуры и все остальные, включая платформу RISC. В 2001 году доли продаж компаний HP и Compaq на рынке серверов стандартной архитектуры в денежном выражении составили 15 и 17% соответственно. В 2002 году компании HP принадлежало 35,5% этого рынка. Среди остальных типов серверов продукции с маркой НР в 2002 году было 36%, что хотя и уступает пока Sun, но опять же выше, чем совокупная доля HP и Compaq до объединения (17 и 13% соответственно в 2001 году). Примерно такая же картина наблюдается и на рынке устройств хранения данных. В результате, по наблюдениям IDC, на российском рынке серверов компания НР по объему доходов и доле рынка к 2002 году относительно далеко оторвалась от конкурентов — в ее активе примерно 40% рынка и около 120 млн. долл. оборота.

Чем же обусловлены эти достижения? По мнению IDC, огромное влияние оказала эффективная работа с партнерами по продажам — НР не потеряла ни одного партнера. Следующим фактором стал успех на рынке серверов, а также успешная реализация планов по интеграции продуктов, которые были осуществлены без каких-либо негативных последствий.


Хроника покупки века

Сентябрь 2001. Обнародован план приобретения корпорации Compaq компанией HP путем обмена акций. Стоимость сделки на тот момент оценивалась в 25 млрд. долл. В результате должна быть сформирована одна компания с оборотом в 87,4 млрд. долл.

Ноябрь-декабрь 2001. Дети основателей HP, а также дирекция фондов William R. Hewlett Revocable Trust и William and Flora Hewlett Foundation (суммарно — 100 млн. акций, или около 5% капитала компании) заявляют, что выступают против сделки.

Март 2002. FTC одобряет сделку. Акционеры Compaq одобряют сделку.

Апрель 2002. Акционеры HP одобряют приобретение Compaq.

Май 2002. HP представляет планы по выпуску продуктов. В частности решено отказаться от операционной системы Tru64 Unix корпорации Compaq, серверов HP NetServer, ноутбуков HP Omnibook и КПК HP Jornada.

Июнь 2002. Карли Фьорина заявляет, что HP завершит процесс сокращения 15 тыс. рабочих мест к концу 2003 финансового года, при этом 10 тыс. будут сокращены уже к концу ноября 2002 года.

Сентябрь 2002. HP сообщает о снижении оборота по сравнению с предыдущим годом. В квартале, закончившемся 31 июля, оборот HP составил 16,5 млрд. долл., а в том же квартале 2001 года — 18,6 млрд. долл.

Ноябрь 2002. Майкл Капеллас уходит с поста президента HP. Спустя неделю становится известно, что он занял пост председателя совета директоров и генерального директора WorldCom. Оборот HP в четвертом квартале составил 18,05 млрд. долл. При этом суммарный оборот двух на тот момент независимых компаний, HP и Compaq, за данный период предыдущего года исчислялся в 18,17 млрд. долл.

Февраль 2003. Hewlett-Packard отчитывается об обороте в 17,9 млрд. долл. за первый квартал 2003 финансового года —это меньше 18 млрд. долл., достигнутых кварталом ранее, и существенно меньше, чем прогнозировали аналитики.