То, что прежде вызывало сомнения, теперь предстало со всей очевидностью: Microsoft нацелилась на рынок систем планирования ресурсов предприятия (enterprise resource planning — ERP), что неминуемо отразится и на пользователях, и на конкурентах.

У экспертов отрасли как будто спала пелена с глаз, когда корпорация объявила о своем намерении приобрести датскую компанию Navision, разработчика программного обеспечения делового назначения. Вкупе с тем, что Microsoft модернизирует свое приложение Project до корпоративного уровня, и сообщением о планах выпуска системы управления отношениями с клиентами (customer relationship management — CRM) покупка Navision свидетельствует об исключительной серьезности намерений Microsoft.

Хотя в прессе давно муссировались различные слухи, объявление о приобретении Navision для некоторых стало полной неожиданностью.

«Первое, что пришло мне в голову, — они проглотят всех конкурентов и обрушат на нас свои скороспелые продукты!» — признался Рид Стейнер, контроллер компании Sorenson Media. Однако, тщательно изучив ситуацию, Стейнер изменил свое мнение насчет перспектив этой сделки.

Компания Sorenson, производитель систем для работы с видео, планирует объединить используемый ею пакет Navision Axapta с собственной системой поддержки заказов на базе Web. Программное обеспечение Sorenson eStore создано на основе СУБД Microsoft SQL Server, на которой работает и Axapta.

Стейнер надеется, что Microsoft сможет объединить лучшие качества продуктов, которые она приобретает, адаптировав их, чтобы они могли совместно работать в Internet.

Несмотря на огромный потенциал Microsoft, ей не всегда удается добиться успеха в своих начинаниях. По словам некоторых аналитиков, попытки распространять свои усилия на новые области, что приводит к замедлению роста доходов от более зрелых линий продуктов, ошибочны.

«Microsoft слишком разбрасывается, в результате — площадь покрытия большая, а слой тонкий», — образно выразился Чарлз Хомс, ведущий аналитик компании Forrester Research. К примеру, Microsoft столкнулась с серьезными препятствиями при попытке выйти на рынок программного обеспечения для телевизионных приставок, когда в United Pan-Europe Communications, одном из крупнейших кабельных операторов Европы, отказались от программного обеспечения MSTV в пользу конкурента — компании Liberate Technologies.

Кроме того, как отметил Хомс, не ясно, сможет ли интерактивная служба MSN, у которой 8 млн. абонентов, когда-нибудь всерьез соперничать со службой компании America Online, число подписчиков которой составляет около 34 млн.

Тем не менее Microsoft имеет достаточные ресурсы для того, чтобы расширить свою долю на рынке программного обеспечения ERP за счет небольших и средних предприятий, если ей удастся предложить относительно недорогие (по сравнению с наиболее мощными пакетами, предлагаемыми SAP, Oracle и J.D. Edwards) приложения поддержки учетных процессов, цепочек поставок и управления отношениями с клиентами, рассчитанные на ориентированную на Internet программную платформу .Net.

Выйти на рынок корпоративных учетных систем Microsoft попыталась, купив в прошлом году за 1,1 млрд. долл. компанию Great Plains Software. Эту сделку ранее многие рассматривали как возможность для корпорации поддержать свой пакет офисных приложений Microsoft Office (рынок его приближается к насыщению).

Аналитики IDC тем не менее утверждают, что им известны истинные замыслы Microsoft.

«Мы считали, что это был первый шаг на пути создания систем планирования ресурсов предприятия ?для широких масс?, и теперь, с приобретением Navision ситуация окончательно прояснилась, — сказал Деннис Байрон, вице-президент IDC по исследованию рынка корпоративных приложений. — Данный шаг может подтолкнуть тысячи разработчиков к созданию сугубо специализированных решений, дополняющих предложения Microsoft. Все это обернется значительными преимуществами для пользователей, поскольку впервые может привести к серьезному падению цен на подобные решения».

Производители обычно не называют стоимость внедрения пакета ERP, поскольку расценки, как правило, зависят от того, сколько модулей приобретает пользователь и потребуются ли услуги по установке, интеграции или настройке.

«Развертывание систем старшего класса может стоить миллионы долларов, в то время как продукты, предназначенные для небольших и средних предприятий, обойдутся значительно дешевле», — заметил Брюс Чарледжио, вице-президент по маркетингу внедренческой компании Aston Group. (К компаниям среднего уровня в Aston относят самые разные предприятия, имеющие оборот от 20 млн. долл. до 1 млрд. долл.)

Действия Microsoft могут привести к изменению структуры этого рынка.

«Думаю, что базовый пакет ERP с лицензией на пять пользователей Microsoft предложит по цене порядка 15 тыс. долл.; это будет готовый комплект для небольших компаний, — отметил Брент Тейджссен, менеджер по маркетингу компании GAC Group of Companies. — Вы отвечаете на несколько вопросов, и он устанавливается автоматически».

Благодаря сделке по приобретению Navision, у Microsoft появляется 136 тыс. новых пользователей, 2400 партнеров и 1300 сотрудников в 31 стране.

В распоряжение Microsoft переходит программное обеспечение Navision Financials и его новая расширенная версия под названием Attain, а также Navision Axapta.

Вопрос состоит в том, каким образом Microsoft будет интегрировать эти решения в продукты, приобретенные вместе с Great Plains: eEnterprise для средних и крупных компаний; Dynamics для небольших и средних предприятий; Solomon для фирм среднего размера; Small Business Manager для небольших фирм; программное обеспечение Great Plains Siebel Front Office.

Полученную в результате «смесь» необходимо будет также связать с пакетом Microsoft Office, такими продуктами как Project, и программной платформой .Net. Для этого придется переписать приложения на кодовой базе, включающей в себя стандартные средства обмена данными в Internet, например XML и SOAP. Другими словами, необходимо модернизировать имеющиеся программные продукты таким образом, чтобы они бесконфликтно взаимодействовали друг с другом, позволяя предприятиям сочетать их, компонуя настраиваемые приложения на базе Web.

Дуг Баргум: «Мы сделаем все, чтобы добиться успеха, но это не так легко, как может казаться»
Интеграция бизнес-продуктов на унифицированной кодовой основе на платформе .Net, как заметил Дуг Баргум, президент Microsoft Great Plains, затянется на годы.

«Это возможность для бизнес-приложений Microsoft стать подтверждением состоятельности платформы .Net и ускорить ее распространение», — считает он.

В целом по объему продаж приложений для бизнеса Microsoft уступает компаниям SAP, Oracle, PeopleSoft и J.D. Edwards. Крупнейшие корпорации отдают предпочтение продуктам именно этих производителей. В то же время на рынке систем младшего и среднего класса предлагается множество пакетов, автоматизирующих учетную деятельность, и систем управления отношениями с потребителями, которые выпускают, помимо других, такие компании, как Intuit, Peachtree Software, Computer Associates и Salesforce.com, причем многие из этих пакетов также подключаются к .Net.

Вице-президент Great Plains по решениям для бизнеса Тами Реллер сказал: «Мы концентрируем свои усилия исключительно на создании высококлассных решений, благодаря которым мы можем получить весьма значительную долю на рынке продуктов для небольших и средних предприятий, но пока доля контролируемого нами рынка не выходит за уровень 10%».

Первые результаты сотрудничества Microsoft и Great Plains найдут отражение в новых версиях Small Business Manager, Dynamics и eEnterpise.

Как заметил Реллер, хотя эти версии написаны не в среде .Net, они смогут работать с Business Desk, новым пользовательским интерфейсом .Net, который будет поддерживать продукты Great Plains и Microsoft CRM, — их полные версии должны быть выпущены во второй половине 2002 года.

Пользователи настроены достаточно оптимистично, рассчитывая на то, что у Microsoft появилась возможность интегрировать стандартный офисный инструментарий Office, базу данных SQL Server и различные приложения ERP.

По мнению Дэвида Рута, финансового директора компании Eagle?s Flight Creative Training Excellence, покупка Great Plains уже оказала благотворное влияние. В Eagle?s Flight используется Great Plains Dynamics.

Помимо программного обеспечения внимание Рута также привлекла корпоративная культура компании, которая, по мнению Баргума, предусматривает близкие связи со своей сетью реселлеров. «Следует отдать должное Microsoft: теперь работа над продуктами, по-видимому, пошла быстрее».

Другие пользователи надеются, что Microsoft сможет использовать сильные стороны Navision, в частности сохранить баланс простоты и гибкости, необходимый для того, чтобы адаптировать продукт к местным условиям в различных странах.

«Microsoft может пойти дальше и добавить новые функции, но при этом вы всегда можете отключать функции, которые не используете», — заметил Джон Вейд, президент компании Gung-Ho, пользователя Great Plains eEnterprise. По его словам, в eEnterprise при вводе каждого заказа он должен пройти через систему планирования производственных ресурсов (manufacturing resource planning, MRP), но ему бы хотелось использовать средства MRP только в том случае, когда это действительно нужно.

Кроме того, интеграция продуктов — дело отнюдь не простое.

«Microsoft приобрела, к примеру, Visio, но даже если вы используете инструментарий составления диаграмм Visio 2002 вместе с Office и щелкнете по клавише ?покажи мне все файлы Office?, файлы Visio вы не увидите», — заметил Вейд.

Пользователи также весьма настороженно восприняли новую лицензионную политику Microsoft. Политика лицензирования вызывает сильное беспокойство у Барта Снела, главы ИТ-подразделенич компании Jansen Poultry Equipment. Эта компания использует Navision Manufacturing. «Вы никогда не знаете, что произойдет дальше. Плата за поддержку тоже может вырасти», — заключил Снел.

Немало обеспокоенности связано и с каналами распространения.

«Что произойдет, если нынешние партнеры Microsoft будут продавать продукты Navision? — интересуется Найгель Монтгомери, аналитик компании AMR Research. — Многие партнеры Microsoft станут крупнее, чем партнеры Navision. Необходимо разработать такую политику в отношении каналов распространения, которая бы не только подходила для новых каналов, но и защитила уже существующие».

Реселлеры, создающие добавочную стоимость, — не единственные бизнес-партнеры, с которыми Microsoft должна работать. Производители первого уровня пытаются выйти на рынок продуктов для средних предприятий, где Microsoft придется столкнуться с жесткой конкуренцией. Кроме того, Microsoft предстоит сотрудничать с этими производителями, чтобы гарантировать, к примеру, максимальную адаптацию SQL Server к работе с приложениями таких компаний, как PeopleSoft, SAP, и других производителей ERP.

«Мы конкурируем с Microsoft. Но при этом мы партнеры. Мы находимся в одной из ситуаций, которые редко возникают в нашей отрасли», — считает Лаура Келли, представитель SAP по вопросам корпоративных финансов и стратегии.

Пока же в Microsoft остерегаются говорить о переходе на рынок продуктов для действительно крупных предприятий. В перспективе, как считают Реллер и Баргум, корпорация намерена выпустить базовые ERP-инструменты, такие как модули главной бухгалтерской книги, встроенные в оболочку .Net, предоставив независимым компаниям возможность добавлять функциональность, ориентированную на вертикальные рынки. После того как будут добавлены необходимые функции для вертикальных рынков, продукты на основе решений Microsoft смогут на равных конкурировать в сегменте решений старшего класса.

«Я уверен, что они в состоянии этого добиться, но на это потребуется время, — заявил Чарледжио. — Формирование уверенности в зрелости продуктов Microsoft тоже потребует времени».

«Мы проанализировали решение Microsoft о приобретении Navision и считаем, что корпорация ставит своей целью рынок продуктов для небольших и средних предприятий. Мы тоже ориентируемся на этот рынок и уже работаем здесь», — подчеркнула Келли.

«Мы придаем особое значение рынку продуктов для средних предприятий, работая здесь уже некоторое время, — сказал Фред Студер, вице-президент по маркетингу продуктов семейства Oracle eBusiness Suite. — Мы пока не говорим о конкуренции на равных с Microsoft и не считаем своими соперниками Navision или Great Plains».

Однако некоторые аналитики полагают, что пройдет не так уж много времени, и Microsoft предложит продукты и для более крупных компаний.

«Вряд ли для кого-то является секретом тот факт, что Microsoft стремится укрепиться на рынке, пока остающемся вотчиной Oracle и SAP. У корпорации есть все шансы убедить приобретать свои решения тех, кто сейчас отдает предпочтение решениям традиционным производителям ERP», — заявил Мэтт Лайт из компании Gartner.

На новом рынке Microsoft может действовать стандартным для себя образом, считают аналитики, вспоминая стратегию корпорации в области операционных систем, пакетов офисных приложений и баз данных.

Microsoft выходит на рынок, а затем предлагает ряд модернизаций, совершенствует свое программное обеспечение, привлекает новых пользователей и расширяет границы категории продуктов, ориентированных на небольшие и средние предприятия.

Затем она объявляет о масштабируемости своего программного обеспечения и создает сложную ситуацию для традиционных производителей продуктов старшего класса в этой категории.

Сможет ли Microsoft интегрировать все разнообразие своих продуктов и создать серьезные трудности для лидеров рынка ERP, а также для множества более мелких компаний, по всей вероятности, станет ясно не ранее 2005 года.


CRM для .Net

По официальному заявлению Microsoft, североамериканский дебют разрабатываемой в корпорации системы управления отношениями с клиентами запланирован на четвертый квартал. Поставки средств CRM во всем мире начнутся в первом квартале будущего года.

Бизнес-приложения корпорации ориентированы на предприятия со штатом от 25 до 500 служащих. Рынок небольших предприятий средних размеров, как считают в Microsoft, незаслуженно обойден вниманием. В единый пакет будут включены основанные на Web системы управления бухгалтерией, персоналом, цепочками поставок и отношениями с клиентами.

Пакет будет предлагаться как в виде размещаемой службы, так и в качестве автономного продукта, который компании смогут разворачивать на своих серверах.ПО основано на платформе .Net, что, согласно заявлению Microsoft, обеспечит возможность интеграции компонентов пакетами Microsoft CRM с внешними Web-службами независимых разработчиков, например службами проверки кредитоспособности или автоматизации маркетинга. «Далеко не все предприятия небольшого масштаба располагают достаточными ИТ-ресурсами для развертывания собственной системы управления отношениями с клиентами, — подчеркнул Дэвид Такер, генеральный менеджер Microsoft по системам CRM. — Им нужны готовые продукты».

В корпорации рассчитывают, что предприятия, которым ранее подобные средства были не по карману, смогут развертывать такие системы на базе Microsoft CRM и расширять их по мере своего роста.

Пользователи могут осуществлять доступ к системе средствами Microsoft Outlook или через браузер. Для развертывания Microsoft CRM требуется Windows-сервер с действующими компонентами Exchange и Active Directory Server, а также СУБД SQL Server 2000.

Возможность интеграции Microsoft CRM с Lotus Notes пока не предусмотрена.

— Мэтт Бергер, Служба новостей IDG, Бостон


ERP-копилка Microsoft

Корпорация Microsoft, принимая во внимание завершение покупки компании Navision, готовит к выпуску широкий диапазон продуктов планирования ресурсов предприятия.

  • Solomon IV 5.0; особое внимание уделяется новым возможностям в модулях Distribution, Project Series и Payroll.
  • Project; улучшенные возможности интеграции с продуктами Office; добавление модулей Professional и Server позволяет менеджерам вносить данные проекта и личные сведения в центральное хранилище и совместно работать на ресурсах, выделенных различным проектам.
  • Модернизация Small Business Manager; основные усовершенствования связаны с удобством использования.
  • Navision Attain 3.6; основное отличие - наличие Warehouse Management.
  • Navision Axapta 3.0; основные новшества связаны с порталом предприятия.
  • Версии Great Plains Dynamics и eEnterprise 7; множество новых функций, связанных с различными возможностями распространения, функции поддержки версий на различных языках и модернизации финансовых возможностей.
  • Microsoft CRM; приложение управления отношениями с клиентами; полностью ориентирована на платформу .Net.
  • BusinessDesk; портал для самостоятельного доступа пользователей к приложениям Great Plains.