Джорджио Монтани считает, что процесс их внедрения находится в самой начальной точке
Джорджио Монтани уверяет, что его компания более предана Java, чем Sun Microsystems

Беседа с директором по программному обеспечению IBM в Центральной и Восточной Европе Джорджио Монтани была непродолжительной, но весьма содержательной. Хотя бы потому, что он оказался, пожалуй, одним из первых представителей компаний-производителей, кто в разговоре на тему Web-служб смог избавиться от стандартных маркетинговых догм.

Начал Монтани с объяснения того, что это такое, а именно: «Web-службы — это открытые программные компоненты, созданные в соответствии с общепринятыми стандартами. К Web-службам в IBM очень серьезное отношение, особенно с прошлого года. Мы разрабатываем технологии на основе WebSphere и вместе с другими участниками процесса работаем над стандартами, такими как SOAP, UDDI, WSDL и другими, в этом вопросе нужна теснейшая кооперация. Мы так сосредоточены на Web-службах потому, что только в них видим перспективу развития сетевых технологий в целях бизнеса для создания того, что мы называем динамическим электронным бизнесом».

По мнению Монтани, отношения между участниками процесса стандартизации довольно своеобразны, сейчас они объединяют свои усилия, чтобы создать общие стандарты, а позже с неизбежностью выйдут на стадию конкуренции. Реальная рыночная конкуренция начнется только тогда, когда появится возможность для разработки программного обеспечения промежуточного слоя, удовлетворяющего этим стандартам. Лидерами этого своеобразного клуба, как он полагает, являются IBM и Microsoft.

Но как бы много не говорили уже сейчас о Web-службах все, в том числе и ведущие аналитики, Монтани считает, что процесс внедрения находится в самой начальной точке на так называемой «кривой хайпа» (см. врезку). Насколько быстрым будет движение по этой кривой, пока еще никто сказать не может.

В своих исследованиях и разработках IBM полагается на Java. «Мы более преданы Java, чем Sun Microsystems», — говорит Монтани. Большое внимание уделяется свободно распространяемому программному обеспечению, например, IBM поддерживала и будет поддерживать Web-сервер Apachi, используя его совместно с собственным сервером приложений WebSphere. Есть шансы на процветание и у Linux. Будущие продукты на стадии готовности «альфа» компания намерена выставлять для ознакомления и тестирования.

На этом закончилась протокольная, обязательная часть выступления, и Монтани ответил на мои вопросы.

Более тридцати лет копился багаж разного рода приложений. Как выглядят его перспективы в свете изменений, которыми грозят Web-службы?

Все упирается в технологию интеграции. Если приложения современные и сделаны на принципах Web-служб, то для них такой задачи нет в принципе. Web-службы заменяют механизмы интеграции, это, если угодно, альтернативный метод интеграции. К сожалению, он применим только для новых приложений, которые хранятся в некоторых репозитариях, и наша задача, как пользователей, — только взять их. Но для систем, создаваемых вплоть до сегодняшнего или даже завтрашнего дня, проблемы интеграции придется решать. Мы предлагаем делать это, в частности, средствами продуктов из серии MQ. К тому же никто не станет утверждать, что средствами Web-служб могут быть решены все задачи. Сосуществование двух систем продлится еще много лет, в истории ИТ трудно найти пример, чтобы одно решение, одна технология полностью вытесняла другую, пример выживания мэйнфреймов вошел в разряд канонических. Наша задача как поставщика решений — обеспечить плавный процесс конвергенции технологий.

Почему все же так неумеренно много говорят о Web-службах, ведь, в конечном счете, это новый механизм интерфейса между приложениями, между приложениями и серверами приложений, это более сложный, более гибкий, но все же механизм интеграции, и только. Что выходит на первый план — интеграция приложений или создание полнофункциональных систем?

Нужно признать, что происходящее сегодня, именно в эти дни — явное следствие «закона хайпа», от которого в ИТ-индустрии уже никуда не уйти, такова ее специфика, он стал частью ее жизни. Дело не в самом новом механизме интеграции, а в выработке системы стандартов, на которых будет строиться новая индустрия. Сегодня, несмотря на все свое могущество, мир ИТ хаотичен, нужны стандарты, чтобы упорядочить его. В Web-службах неожиданно обнаружилось то самое средство, которое позволит наладить нормальное взаимодействие между компонентами программного обеспечения. Когда будут единые стандарты, у пользователя появится возможность выбора, скажем, того или иного сервера приложений, при том что все они совместимы, хотя и обладают разной функциональностью. Для рынка важнее не конкуренция за качество стандартов, а наличие общего, который может оказаться и не лучшим. Это подтверждается на примере множества других индустрий.

Не слишком ли много слов о механизме и не забыты ли цели?

Как всегда в таких случаях, на первых порах идет серьезная борьба за призовое место в стандартизации, а к вопросу о функциональности, к тому, как строить системы в новых условиях, разработчики еще вернутся, но на новом уровне развития. Главным, конечно же, будет программное обеспечение промежуточного слоя. Для него мы определили основные требования еще несколько лет назад: масштабируемость, открытость. Достоинство стандартизованного программного обеспечения промежуточного слоя заключается в том, что оно как класс никуда не уйдет. Один продукт может заменить другой, но сохранится совместимость. Если вы ставите на какую-то определенную операционную систему, то, может быть, в какой-то момент вы будете более успешны, но рано или поздно ее заменит другая, с ней не совместимая, и что тогда? В подтверждение этой позиции могу сказать, что мы сотрудничаем с Microsoft по части стандартов, но никогда не согласимся, что они должны быть исключительно под Windows. Мы считаем многоплатформность необходимым качеством ПО промежуточного слоя.

Но я понимаю корни вашего вопроса и должен еще раз признать, что ИТ-индустрия живет на хайпе, это факт. Иногда это обстоятельство помогает, а иногда и мешает. Например, возвращаясь к вопросу о стандартизации, ведь на самом деле он вовсе не ограничен несколькими ставшими популярными стандартами. За общим шумом не видны другие, например, есть еще не решенные вопросы безопасности. Но всему свое время. Главное, что мы живем в очень интересное время и через несколько лет, на правой части волны хайпа, мы увидим замечательные результаты.


Что такое хайп

Хайп (hype) — 1. сущ.; неодобр. активная реклама, пускание пыли в глаза; очковтирательство; hype up называют маркетинговый шум, который создается вокруг какой-то новинки 2. гл.; неодобр. крикливо рекламировать; превозносить, расхваливать. Обычно кривую хайпа помещают вместе с кривой освоения технологии. На этой последней есть несколько фаз, на каждой из которых в процесс освоения входит определенная категория потребителей

назад