Руководители «Марвел» — о перспективах развития бизнеса своей компании

Сергей Гирдин: «Бизнес должен становиться все более корректным»
Осень 1998 года для многих оказалась нелегкой: компании и предприятия сокращали персонал, «урезали» заработную плату. Однако «Марвел» удалось достаточно успешно преодолеть полосу кризиса, более того, 7 ноября 1998 года стал для компании поистине «красным днем календаря»: в этот день сотрудники расположенного в Петербурге головного офиса компании, в котором на тот момент работали 120 человек, отпраздновали новоселье.

В течение официального выходного компания перевезла все свое имущество и после двухдневной наладки офисной сети и информационной системы возобновила свою работу в полном объеме.

Прокладкой сети и настройкой оборудования занимались специалисты «Марвел», в прошлом составлявшие основу подразделения по работе с корпоративными заказчиками, а ныне входящие в состав службы, обеспечивающей техническую поддержку всех офисов компании (помимо Петербурга они расположены в Москве, Минске, а также в США и Голландии).

Здание нового офиса в отличие от прежнего, арендовавшегося, является собственностью «Марвел». По словам президента группы Сергея Гирдина, уже в 1997 году стало «неразумно вкладывать финансовые средства в аренду», и тогда было решено подыскать здание для приобретения в собственность.

После рассмотрения нескольких вариантов выбор пал на здание «Лентекстильторга» постройки 1989 года. Правда, зданием его можно было назвать лишь с очень большой натяжкой — скорее, это была просто коробка с оконными и дверными проемами, зато очень удачно расположенная — практически в центре города, рядом с «дорогой «из Петербурга в Москву» и в аэропорт «Пулково». К тому же неподалеку от основных железнодорожных вокзалов, связывающих северную столицу с другими регионами России.

Еще одно преимущество — наличие оперативного склада площадью 1,5 тыс. кв. м, который способен обеспечить выполнение в среднем до 350 заказов в день, причем 80% обратившихся клиентов обслуживается по принципу «пришел-получил». Наряду с этим дилерам предоставляется возможность вывоза заказанных товаров в несколько приемов в течение одного-двух дней.

Как правило, дилеры — и в первую очередь базирующиеся в Петербурге — вывозят товар на собственном транспорте. В «Марвел» рассматривали возможность сотрудничества со специализированной транспортной компанией, однако, проанализировав ситуацию, сочли этот вариант доставки проданного товара невыгодным.

В процессе анализа выявились и такие неожиданные аспекты как, например, невозможность использования для этих целей столь популярной среди транспортных компаний «Газели»: оказалось, что эта машина не проходит в ворота или арки старых петербургских домов, где нередко расположены магазины местных дилеров.

Освоение нового офиса «Марвел» общей площадью 4,5 тыс. кв. м шло постепенно: на момент «заселения» компании в 1998 году для работы были подготовлены помещения площадью 1000 кв. м (полностью был готов к работе и склад). Еще примерно 1500 кв. м было освоено к 2000 году, а к концу текущего года, в котором компания отметила свое десятилетие, отремонтирована последняя часть здания.

Помимо отделов, занятых закупкой и продажей компьютерного, сетевого и телекоммуникационного оборудования, в здании располагаются и другие подразделения, в частности розничный магазин «Ericsson». (В целом компания пока не собирается развивать направление розничной торговли.)

В этом магазине продаются устройства мобильной связи и различные аксессуары, производимые не только Ericsson, но и рядом других компаний, в частности, Benefon, Siemens и Samsung.

Тем не менее часть торговой площади выделена исключительно под продукцию Ericsson и оформлена в едином стиле, которого шведская компания придерживается и в других — разбросанных по всему миру — торговых точках. (Впрочем, в магазине «Марвел» продается еще и ограниченный ассортимент компьютерной техники и некоторых сопутствующих товаров.)

Как заметил руководитель департамента телекоммуникаций Олег Рублев, компания «Марвел» первой в нашей стране открыла розничную точку по продаже изделий Ericsson. По его словам, магазин обеспечивает своего рода обратную связь, давая представление о предпочтениях, имеющихся на данный момент у покупателей.

В здании находится также сертифицированный сервисный центр Ericsson. (Компания «Марвел» открыла первый подобный центр в России, это произошло в 1997 году в Москве. Затем аналогичный центр компания организовала и в Санкт-Петербурге.) Собственно говоря, наличие сервисного центра было обязательным условием дистрибьюторского соглашения с Ericsson.

В новом здании расположены и другие коммерческие структуры. В частности, там расположились дизайнеры «Рощинского дома» — предприятия, занимающегося строительством деревянных домов «под ключ» (примерно полгода назад «Марвел» приобрела контрольный пакет акций — 51% — этого предприятия). Кроме того, здесь же находится местный филиал (финансово подотчетный группе «Марвел») московского Первого городского банка, а также принадлежащий группе фонд, занимающийся программами потребительского кредитования.

Итак, обустройство завершено. По крайней мере, временно. Как заметил по этому поводу Гирдин, если группа компаний будет развиваться столь же динамично, то, возможно, вскоре придется подыскивать еще одно здание.

О перспективах развития

В настоящее время «Марвел» — это международная компания, причем ее руководство приняло решение о расширении «зарубежного» бизнеса. Пока его доля составляет от 10 до 15% оборота (как обещают представители компании, точные данные будут объявлены во время очередной зимней дилерской академии).

По словам директора по продаже и маркетингу Сергея Пацкевича, основная задача «Марвел» на ближайшее будущее — закрепиться на новых, западных рынках. В связи с этим большое внимание уделяется созданию ее положительного имиджа. «Это необходимо для того, чтобы переключить на дистрибуцию через ?Марвел? как можно большее количество поставщиков».

В более отдаленной перспективе компания собирается выйти с акциями на открытый рынок. Однако при этом намерена действовать «аккуратно и спокойно», вначале обеспечив полный контроль за деятельностью и финансовыми показателями различных подразделений группы.

В соответствии с этим планами весь финансовый учет внутри компании предполагается перевести на международные стандарты. Отчасти по этой причине в нынешнем году «Марвел», по выражению Гирдина, «решилась» назначить на пост финансового директора иностранца — гражданина Великобритании, имеющего опыт работы в странах с переходной экономикой.

Расширение бизнеса в «Марвеле» не представляют без применения информационных систем. В 1994 году компания начала создавать собственную систему управления предприятием, отталкиваясь от программного продукта компании «Цефей». Однако с появлением новых задач, в частности с необходимостью координации работы удаленных офисов, специалисты компании, продолжая совершенствование имеющейся системы, начали в 1998 году поиск более современной системы управления.

Поиск подходящей альтернативы продолжался достаточно долго, поскольку системы, как правило, не обладали необходимой гибкостью в настройке. Наконец в поле зрения специалистов компании попала система Axapta, удовлетворившая потребности «Марвел». Внедрение системы осуществляется в очень жестких временных рамках. Обучив сотрудников отдела автоматизации работе с новой ERP-системой, в «Марвел» рассчитывают с января начать ее эксплуатацию в московском и питерском офисах, а также в офисе торгующей электронными компонентами фирмы ЭФО, входящей в состав группы «Марвел» (всего более 100 рабочих мест).