Во все большем числе компаний информационная служба играет роль поставщика услуг
Эван Каплан: «Раньше наша компания жила на доходы, полученные от продажи ПО. Сейчас это направление почти свернуто»

Учитывая сложность современных сетевых структур, предприятия все чаще предпочитают возложить задачу управления сетевыми операциями на независимую организацию. В интервью старшему редактору еженедельника InfoWorld Майклу Визарду генеральный директор компании Aventail Эван Каплан рассказал о том, почему поставщики инфраструктурных служб становятся стратегическими партнерами таких гигантов, как British Petroleum, FMC, General Electric, Ernst & Young и Deloitte Consulting.

Как вы позиционируете Aventail?

В последнее время мы превратились в поставщика служб инфраструктуры. Наша компания начала заниматься этим год с небольшим назад. И теперь у нас работают уже не 70 человек, как было, а 240. Мы обслуживаем около 45 крупных заказчиков. Для них мы создаем и поддерживаем инфраструктуру сетей extranet, а также осуществляем управление ею — то есть всем тем, что размещается в промежутке между приложениями и физическими каналами связи.

А что конкретно за этим скрывается?

Мы устанавливаем у заказчика набор прокси-серверов, поддерживаем инфраструктуру шифрования с открытым ключом для всех партнеров заказчика, а также инфраструктуру каталогов для заказчика и партнеров, наконец, берем на себя управление всеми сложными службами. Если новый заказчик изъявляет желание воспользоваться нашими услугами, мы выполняем весь необходимый объем работ по подключению и настройке в течение 24-48 часов.

Насколько высок спрос на подобные услуги?

Спрос достаточно высок, по крайней мере при нынешнем состоянии экономики. В марте прошлого года мы начали практически с нуля и за год вышли на нынешний уровень. Причем бизнес продолжает развиваться очень высокими темпами. Раньше компания жила на доходы, полученные от продажи программного обеспечения. Сейчас это направление почти свернуто, и мы полностью переключились на формирование и поддержку инфраструктуры.

Казалось бы, по мере расширения Internet задача управления сетями должна упрощаться. Но, похоже, происходит совершенно обратное. Так в чем же дело?

Если вести речь об управлении сетями, то все действительно упрощается. Я полагаю, что причины тех трудностей, о которых вы говорите, на самом деле следует искать не на сетевом уровне. Ведь обеспечить надлежащую информационную безопасность и качество обслуживания тех заказчиков, которые находятся за пределами зоны действия вашего межсетевого экрана, действительно очень сложно. Примерно 40% пользователей из тех организаций, которые обслуживаются нашими специалистами, уже находятся за пределами своих корпоративных сетей, а со временем их будет 99%.

Как меняется при этом роль информационных служб?

Мы видим все больше и больше крупных компаний, в которых информационная служба играет роль поставщика услуг. Такое перераспределение ролей происходит повсеместно. Прежде всего такое положение обусловлено реакцией на появление электронных рынков, однако сейчас мне кажется, что причину в данном случае следует искать не столько в ответной реакции, сколько в фундаментальных изменениях, происходящих в бизнесе. Во-вторых, информационные службы компаний не хотят заниматься созданием отдельных инфраструктурных блоков. Они предпочитают уделять больше времени построению необходимого набора приложений, в то время как построение инфраструктуры не относится к области их непосредственных интересов.

Намерены ли вы сотрудничать в вопросах создания инфраструктуры с компаниями, предоставляющими услуги хостинга?

Недавно мы подписали соглашение с компанией Exodus, в соответствии с которым на нас возлагается задача обслуживания клиентов ее центров данных. На сегодняшний день 30% наших заказчиков хранят свою информацию во внешних центрах данных.

Сегодня процесс управления данными становится более централизованным, но при этом сама информация приобретает все более распределенный характер. Будет ли эта тенденция сохраняться и в дальнейшем?

Вероятнее всего, да. Независимо от усиления централизации функций управления, пользователям необходимо получать доступ к внешним данным, пересекая все больше границ все большего числа сетей.

Какая роль отводится каталогам в той инфраструктуре, которая позволяет вам осуществлять управление подобным доступом?

Каталоги постепенно становятся центральным звеном информационной инфраструктуры. Примерно 25-30% нашего бюджета, направляемого на исследования и разработки, уходит на изучение проблем синхронизации каталогов, на средства управления каталогами, на создание метакаталогов, служб и прочих связанных со всем этим вещей. Пройдет еще немного времени, и уровень квалификации поставщиков услуг будет почти исключительно определяться имеющимися у них технологиями управления каталогами.