ИТ-индустрия повторяет путь, уже пройденный другими — происходит концентрация капитала

Возглавлять объединенную компанию будут председатель совета директоров и генеральный директор Hewlett-Packard Карлтон Фьорина, которая сохранит эти посты, и глава Compaq Майкл Капеллас, который станет ее президентом

На шоссе 101 между Сан-Хосе и Сан-Франциско мне встретился плакат Change is here to stay. Дословно его перевести сложно, но смысл можно передать так: «Перемены пришли сюда навсегда». Этот слоган довольно точно отражает дух здешних мест, на который в немалой степени повлияла компания Дэйва Паккарда и Билла Хьюлетта, не случайно ее называют «мамой Кремниевой Долины». И вот теперь возглавляемая Карлтон Фьориной Hewlett-Packard стремится вернуть себе роль законодателя мод в области Залива, вдохнуть новую жизнь в динамичную и творческую философию, которая десятилетиями называлась HP Way.

В этом контексте слияние HP с Compaq Computer, конечно же, можно расценивать и как бизнес-акцию огромной значимости, но это событие имеет глубокие социальные и даже психологические последствия, поскольку «мамины» дела волнуют всех обитателей Кремниевой Долины. Впрочем, не только для них, но и для многих из нас, живущих в России, такие имена, как Hewlett-Packard, DEC, Sun Microsystems, IBM, SGI и некоторые иные значат многое. Это годы и годы профессиональной жизни. Отсюда и интерес ко всему, что происходит с компаниями, расположенными там, в местах, далеких от нас и географически, и ментально.

Моим первым американским устройством был настольный, формата А4, плоттер Hewlett-Packard, подключенный к предку современных персональных компьютеров Olivetti P6060. В 1978 году это чудо с четырьмя фломастерами, которые оно меняло с обезьяньей ловкостью, вызывало море эмоций, на него приходили смотреть, как на первый телевизор или видеомагнитофон. Но еще больше поражала невиданная техническая культура, например качество инструкций и документации. Когда теперь открываешь инструкцию, чтобы разобраться с новой стиральной машиной или цифровым фотоаппаратом, приходят на память эти томики — ни до, ни после ничего подобного не было.

Другая любовь, растянувшаяся почти на десять лет, — техника от Digital Equipment, вначале PDP 11/40, 11/70, позже VAX. Прекрасные машины, работавшие безотказно, они были настолько хороши, что их действительно можно было полюбить. Когда я узнал, что мою «семидесятку» выбросили на свалку, пришлось воспользоваться национальным лекарством от стресса.

Увы, заканчивается романтический период и в бизнесе информационных технологий, всем ее былым символам остается место только в музеях

А первым ПК в 1986 году стал бездисковый Compaq Portable, вернее, с двумя гибкими дисками по 360 Кбайт с оригинальным BIOS, стоивший около 5 тыс. долл.

И конечно, мне было обидно, когда Dell стала теснить Compaq на рынке ПК. А покупка Compaq легендарной DEC в 1998 году представлялась каким-то мезальянсом: подумать только, производитель клонов IBM поглотил детище самого Кена Олсена, это было чудовищно. А сегодня, судя по всему, настала и его очередь, жизнь доказывает: на каждое сложное устройство найдется свой специализированный инструмент.

Но на самом деле все нормально, ИТ-индустрия просто повторяет путь, уже пройденный другими, происходит описанная классиками концентрация капитала. Сколько сегодня производителей самолетов, если сосчитать? На пассажирских хватит пальцев рук, а на всех прочих — остальных пальцев. Мировой автомобильный рынок контролируют с десяток корпораций, а может, и меньше, хотя формально марок сохраняется побольше. Увы, заканчивается романтический период и в бизнесе информационных технологий, всем ее былым символам остается место только в музеях.

А закончить хотелось бы одной гипотезой. Активно демонстрируемая на протяжении последнего года дружба корпораций Compaq с Oracle настораживала и производила эффект дежа-вю с невольным предположением о наличии в этом союзе подтекста. Вспомним, как в 1997-1998 годах DEC упорно показывала свои прочные привязанности к Oracle и что потом из этого вышло. И вот в 2001 году очевидное повторение событий. Выходит, если производитель серверов уходит «под крыло» Oracle, для этого есть серьезные основания.

Остается подождать, пока кто-то снова публично задружит с Oracle, тогда можно будет проверить правильность этого предположения.