Производители испытывают огромное давление со стороны владельцев патентов на технологию CD-R

Пользователям следует подготовиться к серьезному росту цен на записываемые оптические диски CD-Recordable. «Летом нынешнего года диски будут стоить в среднем по 35 центов за штуку, — заметил аналитик IDC Питер Браун. — И это после того, как их цена упала до 10 центов». Конечно, такой рост выглядит весьма впечатляющим, но все же это значительно ниже средней прошлогодней цены в 47 центов за диск.

Рост цен на диски CD-R снижает давление на рынок носителей с возможностью перезаписи. Стоимость этих товаров не падает и остается стабильной (примерно 70 центов за диск). Причина заключается в том, что цена дисков CD-RW в меньшей степени подвержена рыночным колебаниям. Изготовление таких дисков — более затратный процесс. Кроме того, по словам Брауна, «объемы производства здесь еще не столь велики, как на рынке носителей CD-R». О росте цен уже объявило руководство таких крупных поставщиков, как Ritek, Memorex, TDK и входящей в состав корпорации Mitsubishi Chemical компании Verbatim.

Что же препятствует снижению цен? В числе главных причин — консолидация производителей, высокие патентные отчисления и растущий спрос.

Три года спустя

Семена сегодняшней неустойчивости рынка были посеяны еще в 1998 году, когда в продажу поступили первые дисководы CD-RW. Несмотря на новизну этих устройств, тайваньские производители стремительно наращивали выпуск.

«В 1998 и 1999 годах, когда цены на оборудование CD-RW начали падать, от 60 до 80 компаний открыли новые производственные линии, — отметил Браун. — Объемы производства каждой из них составляли в среднем 100 млн. дисков в месяц, и вскоре уровень предложения дисков CD-R и CD-RW оказался достаточно высок».

Но производители явно переоценили спрос. «Диски CD-R выпускались при фактическом отсутствии гарантированных заказов», — пояснил менеджер Memorex по маркетингу чистых носителей информации Брэд Игер.

В 2000 году спрос стал расти. Это произошло главным образом благодаря росту популярности дешевых, относительно быстрых и простых в эксплуатации дисководов CD-RW. По оценкам ассоциации Japan Recording Media Industries Association, продажи чистых носителей CD-R в 2000 году увеличились на 84% и составили 3,27 млрд. штук. Ожидается, что в 2001 году они достигнут 4,5 млрд. единиц, и какого-либо замедления столь высоких темпов роста пока не предвидится.

Однако кризис в отрасли уже наступил. Настал момент, когда количество хранящихся на складах дисков CD-R приблизилось к миллиардной отметке. Мелкие и средние производители на Тайване и в Гонконге вынуждены были постоянно снижать цены, чтобы вывести объемы своих продаж на уровень, покрывающий издержки. Многие из этих компаний в прошлом году сошли с дистанции. Некоторые обанкротились, другие были куплены более крупными производителями. Примерно 75% дисков CD-R и CD-RW изготавливается сегодня на Тайване.

Ожесточенные ценовые войны и наличие нераспроданных запасов заставили компании ограничить производство. И вот в текущем году ситуация изменилась на прямо противоположную. Дефицит привел к взлету цен.

По словам Игера, в прошлом году производители зачастую выбрасывали на рынок излишки продукции, не обращая внимания на соотношение между спросом и предложением. В результате цены поставки порой оказывались ниже себестоимости. Сегодня изготовители дисков CD-R, как правило, неохотно идут на выпуск больших партий продукции, не подписав предварительно контракт.

«По той информации, которой я располагаю, самые высокие цены пока держит Ritek, — сообщил представитель компании Verbatim Энди Маркен. — Однако натиск со стороны конкурирующих производителей способствует снижению цен, поэтому вряд ли на этом рынке в ближайшее время произойдут сколько-нибудь существенные изменения».

Фактор патентных отчислений

Фиксированные патентные отчисления оказывают серьезное давление на ценовой уровень. В условиях стремительного снижения цен вследствие перепроизводства компании по-прежнему должны были платить Philips, Sony и Taiyo Yuden по 8,3 цента за каждый проданный диск, что составляло от 32% до 41% от общей стоимости носителя CD-R.

«При таких отчислениях розничная цена диска CD-R не может опускаться заметно ниже 50 центов, — заметил Роберт Цай, менеджер по маркетингу тайваньской корпорации CMC. — А ведь в прошлом году многие диски продавались вдвое дешевле».

Многие производители решили просто не платить, поскольку отчисления оказались слишком велики. Те, кто перестал перечислять деньги, смогли еще сильнее снизить цены. Многие из этих компаний находились за пределами Тайваня. Соблюдать условия патентного соглашения становилось все труднее.

Законопослушные тайваньские производители не могли больше нести непосильную для них ношу и в начале этого года обратились в тайваньскую Комиссию по борьбе с недобросовестной конкуренцией. Они обвинили Philips в том, что та взимает плату, словно является единственным держателем патента. Точно так же поступают компании Sony и Taiyo Yuden, которых заботят лишь собственные прибыли. Комиссия признала факт незаконного сговора трех корпораций при определении условий лицензионного соглашения на право производства дисков CD-R и наложила на Philips штраф.

Это решение не сняло напряжения между производителями и держателями патентов, но привело к возобновлению переговоров о размере патентных отчислений. Лицензионное соглашение на право использования патентов, которыми владеют Philips, Sony и Taiyo Yuden, должно быть пересмотрено. Представители Philips предложили производителям заключить отдельные договора с каждым из держателей патентов. CMC первой подписала с Philips новое соглашение, предусматривающее выплату 4,5 центов за каждый проданный диск. Переговоры намечено провести также с Sony и Taiyo. В случае их успешного завершения диски можно будет приобрести в розничной продаже за 35-40 центов.


Главный фактор

По данным компании Ergodata, специализирующейся на поставке носителей информации, за период с февраля по май текущего года производители оптических дисков один за другим подняли цены на носители CD-R. Соответственно розничная цена однократно записываемых дисков в России выросла на 10-15%. Правда, среди причин, оказавших влияние на подобное повышение цен, директор по маркетингу компании Ergodata Арсений Даббах отметил не только увеличение патентных отчислений, но и другие факторы, в частности, глобальный рост спроса на диски CD-R и закрытие ряда производственных мощностей. Однако основное повышение цен, по его словам, произошло все же в самом начале года, когда изменение таможенных правил привело к увеличению цены носителей CD-R для конечного потребителя более чем на 40%.

Игорь Кондратьев,