Как известно, основа бюджета страны — налоговые поступления. А основа стабильного и четкого собирания налогов в казну — информационная система Министерства по налогам и сборам РФ.

Информационная система Министерства по налогам и сборам РФ — это сложная распределенная система, обеспечивающая сбор и обработку сведений о 2,8 млн. юридических и свыше 40 млн. физических лиц — о нас с вами, о налогоплательщиках. Ее построение в целом соответствует структуре министерства. МНС имеет иерархическую структуру: центральный аппарат — управления МНС по субъектам федераций — районные (местные) инспекции. Кроме того, в МНС имеются межрегиональные инспекции по семи федеральным округам, а также межрегиональные инспекции по отдельным направлениям: по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков, по контролю за алкогольной и табачной продукцией и по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг. Имеются также департаменты центрального аппарата, курирующие крупнейших налогоплательщиков (250 компаний дают более половины поступлений в бюджет), кредитные организации, проблемных налогоплательщиков и др. Во всех инспекциях и департаментах имеются информационные системы.

В рамках займа Всемирного банка в 1999 году было выделено 8 млн. долл. на проект модернизации налоговой службы. Часть этих денег была использована на модернизацию информационной системы центрального аппарата МНС, на разработку программ и проч. Кроме того, к настоящему времени описаны все 156 бизнес-процессов с указанием входных и выходных данных, времени, затрачиваемого инспекторами на обслуживание налогоплательщиков, списка законодательных документов, применяемых в конкретном процессе, таблиц баз данных, которые в нем задействованы. По словам Михаила Мишустина, заместителя Министра по налогам и сборам РФ, МНС вплотную подошло к следующему этапу — реинжинирингу рабочих процессов.

Оборудование и телекоммуникации

В центральном аппарате МНС установлены серверы HP 9000 производства компании Hewlett-Packard с операционной системой HP-UX. Кроме того, имеется множество вспомогательных серверов, обслуживающих отдельные виды приложений или категории пользователей. Новые серверы с операционной системой Windows NT 2000 Server производства отечественной компании Kraftway с исполнением в стойку встраиваются в монтажные шкафы в виде отдельных блоков.

В Московской региональной инспекции в качестве основного сервера работает Sun Enterprise 10000. В других инспекциях — серверы различной мощности под управлением операционных систем Windows NT и NetWare.

Постепенно идет замена парка рабочих станций в центральном аппарате МНС и в нижестоящих звеньях. В центральном аппарате министерства новые ПК на базе процессора Pentium III/600 МГц получают в первую очередь те сотрудники, которые работают с системой электронного документооборота. Освободившиеся машины (в основном с процессорами Pentium) передаются нижестоящим инспекциям.

Большому обновлению подверглась телекоммуникационная система центрального аппарата МНС, охватывающая в общей сложности около 40 его подразделений. Практически закончено создание структурированной кабельной сети, приведено в порядок кабельное хозяйство. Работы по созданию СКС осуществила компания «АйТи», генподрядчик проекта модернизации телекоммуникационной системы центрального аппарата МНС. Центральный коммутирующий узел здания реализован на базе коммутаторов третьего уровня Accelar 1200 компании Bay Networks. В коммутирующих узлах, обсуживающих отдельные этажи, также применено оборудование Bay.

Сетевое хозяйство центрального аппарата МНС не только продолжает наращивать мощность, но и постепенно совершенствует свою «логику»: в настоящее время разворачивается реализация виртуальных локальных сетей внутри сети центрального аппарата. По словам Александра Гуляева, начальника отдела центрального аппарата департамента информационных ресурсов МНС, это позволит выделять в отдельные подсети группы сотрудников, относящихся к разным подразделениям, но работающих с общими сетевыми ресурсами или имеющих достаточно обособленный сетевой трафик.

Недавно произошли большие перемены и в телефонном хозяйстве центрального аппарата МНС. На смену УАТС Nortel Meridian пришла Definity компании Avaya Communication. С начала апреля все сотрудники центрального аппарата перешли на цифровую телефонную связь. Помимо более высокого качества передачи голосовых потоков, новая АТС обеспечивает более удобную связь с расположенными в Москве межрегиональными, региональными и районными инспекциями посредством телефонных номеров сокращенной длины.

Передача данных из регионов в Москву сейчас осуществляется частично по общедоступным каналам связи, частично — фельдъегерской связью; с ее помощью происходит транспортировка носителей данных с особо конфиденциальной информацией. Система телекоммуникаций МНС также повторяет иерархическую структуру министерства: центральный аппарат связан с узлами управлений МНС по субъектам, те, в свою очередь, — с абонентскими пунктами и узлами районных и межрайонных инспекций. Постепенно коммуникационная система министерства оснащается межсетевыми экранами. В дальнейшем сеть МНС превратится в виртуальную частную сеть; данные будут пересылаться в зашифрованном виде и с электронной подписью.

Приложения

В МНС применяются специализированные приложения, созданные тремя ведущими разработчиками министерства — московским ГНИВЦ, нижегородским РНИВЦ и чебоксарским РВЦ. Часть налоговых инспекций оснащена специализированным ПО, созданным другими компаниями, но эти программы постепенно замещаются теми, что разработаны вычислительными центрами МНС.

Как рассказали Игорь Абаньчев, заместитель начальника отдела системного администрирования, и Валерий Абашев, заместитель начальника отдела поддержки прикладного ПО департамента информационных ресурсов, в центральном аппарате и инспекции МНС по Москве используется СУБД Oracle 8i. В межрегиональных и региональных инспекциях применяются приложения на базе СУБД Microsoft SQL Server, Oracle for Workgroup, в более старых приложениях — Informix. В районных инспекциях — в основном файл-серверные приложения на базе FoxPro в среде DOS.

Самая крупная база данных министерства — база Единого государственного реестра налогоплательщиков — расположена в центральном аппарате МНС. В настоящее время в информационную систему центрального аппарата стекаются не все данные от нижестоящих инспекций, часть их остается в регионах и на местах, «наверх» передаются лишь обобщенные отчеты в виде текстовых файлов. По словам Абашева, спустя некоторое время МНС, вероятнее всего, перейдет на централизованное хранение всех своих данных.

В базу данных центрального аппарата стекаются сведения не только из налоговых инспекций, но и из Государственного таможенного комитета, Государственного казначейства, МВД, Госкомстата и других ведомств. Налоговые инспекторы, применяя в основном эмпирические методики, анализируют данные, поступившие из различных источников, пытаясь выявить недобросовестных налогоплательщиков.

Помимо специализированных программ используются и универсальные — например, система электронного документооборота МНС компании «АйТи», работающая на основе Lotus Notes. Система электронного документооборота интегрирована с внешней электронной почтой.

В ближайших планах МНС — минимизировать бумажный внутренний документооборот. В частности, в центральном аппарате введена в эксплуатацию группа высокоскоростных сканеров. Она должна обеспечить ввод поступающих в центральный аппарат бумажных документов с их переводом в электронный вид, распознаванием, регистрацией и занесением в базу данных. В МНС верят, что переход на безбумажную технологию значительно увеличит надежность хранения, а в дальнейшем ускорит обработку входящих документов.

В центральном аппарате МНС, в зале заседаний коллегии министерства развернута мультимедиа-система, предназначенная для поддержки принятия решений высшим руководством министерства. Как рассказал Гуляев, эту систему пока еще рано называть ситуационным центром, скорее это ее прообраз.

На Web-сайт МНС (www.nalog.ru) наведывается по 2-2,5 тыс. пользователей в день. Здесь размещены самые разные данные и документы: правовая информация, новости налогового законодательства, консультационные материалы, а также программы, помогающие заполнить декларации о доходах физических лиц. По сути, сайт выступает прообразом информационного портала министерства. Но для развертывания полноценного портала необходимо решить проблему защиты информации, а точнее — найти полное интеграционное решение, имеющее соответствующие сертификаты и позволяющее передавать данные от налогоплательщиков в зашифрованном виде и с электронной подписью.

Для оперативного обслуживания пользователей в департаменте информационных ресурсов центрального аппарата МНС работает диспетчерский пункт, выполняющий функции центра технической поддержки (help desk). Связавшись с ним, пользователи могут оставить свои заявки и просьбы, сообщить о проблемах.

Примерно раз в полгода сотрудники центрального аппарата МНС проходят курсы в учебном классе, где знакомятся с возможностями установленногоПО, совершенствуют навыки работы.

ИТ-кадры

ИТ-хозяйство в МНС сложное, и для поддержания его нормальной работы необходима масса профессионалов разных профилей — математики, системные аналитики, системные и прикладные программисты, специалисты по базам данных, по информационной безопасности, по оборудованию, по созданию и обслуживанию сетей — как локальных, так и распределенных. Министерство ведет множество ИТ-проектов на всех своих уровнях, его инфраструктура постоянно растет и развивается, а значит, растет и потребность в кадрах.

В МНС сложилась «школа» ИТ-кадров — система обмена знаниями и опытом между недавно пришедшими сотрудниками и теми, кто работает в министерстве не один год. Кроме того, в МНС стараются создать благоприятные условия для работы людей: действуют институты, имеется аспирантура, молодым специалистам предоставляется отсрочка от службы в армии, те, кто хочет иметь вторую специальность, могут получить новое образование.

Перспективы

Как рассказал Владимир Морозов, заместитель руководителя департамента информационных ресурсов МНС, в рамках проекта модернизации налоговой службы России предполагается создать мощную телекоммуникационную среду, связывающую все структуры налоговых органов страны.

Другое важное направление развития — создание центров обработки данных в ряде регионов с хорошей динамикой экономического развития. Первые два таких центра проходят обкатку в Москве и Волгограде. Основная идея этих центров в том, чтобы за счет сокращения ресурсов на ввод и обработку информации повысить производительность труда налоговых инспекторов. Если раньше им, как правило, приходилось самим вводить в свои системы множество данных, то теперь для этой цели предполагается привлечь обычных операторов, организовав их труд по принципу конвейера. Таким образом, уверены в МНС, удастся избавить инспекторов от большей части рутины. По мнению Морозова, сеть министерства должна стать для налоговых инспекторов единым компьютером, из которого они смогут получить и обработать всю необходимую им информацию.

Предполагается, что в центрах обработки налогоплательщики смогут получить консультационную поддержку, а в перспективе МНС рассчитывает перейти к индивидуальной работе с ними.

Третье ключевое направление — развитие возможностей сдачи налогоплательщиками данных для МНС на электронных носителях. Прогресс в этом направлении есть. Так, свыше 98% столичных предприятий сдают сведения о доходах на дискетах одновременно с бумажными отчетами. Это значительно облегчает инспекторам работу с данными: процент отбраковки этих отчетов невелик — менее 1%. В перспективе, вероятнее всего, на уровне закона будет закреплена норма, позволяющая юридическим лицам сдавать в налоговые органы отчеты о своих доходах на электронных носителях путем пересылки на дискетах или по общедоступным каналам связи с шифрованием и электронно-цифровой подписью. (Законодательно подкрепленная возможность сдачи в таком виде сведений о доходах физических лиц уже существует.)

Разумеется, планируется развивать и ИТ-инфраструктуру в целом. Она должна стать гибкой, экономичной и управляемой, позволяя относительно легко менять и модифицировать отдельные компоненты. Важная задача — централизация разработки прикладных программ и их модификации и связанная с ней проблема распространения изменений в программах во все инспекции и подразделения, где они работают, сопровождение и повышение устойчивости информационных систем МНС. В конечном итоге ИТ-службы министерства и их заказчики в результате модернизации информационной системы хотят добиться повышения скорости и эффективности обработки информации, снизить себестоимость собираемых налогов и увеличить количество поступлений в казну.


Пользователь о системе

Михаил Мишустин: «Информационная система имеет огромное значение в деятельности министерства»

Рассказывает Михаил Мишустин, заместитель министра Российской Федерации по налогам и сборам

На мой взгляд, информационная система Министерства по налогам и сборам — самая сложная в нашей стране с точки зрения информации, которая в ней циркулирует. Построена она по иерархическому принципу: федерация — регион — местный уровень. Система охватывает центральный аппарат, 90 региональных управлений и 2499 местных инспекций. Компьютерная система министерства включает свыше 85 тыс. компьютеров. Почти везде, кроме небольшой части сельских налоговых инспекций, имеются локальные сети. Это огромное хозяйство, которое требует серьезного прикладного и системного ПО, а также их сопровождения (обслуживание приложений на местном уровне — весьма острая для нас проблема). При изменении налогового законодательства (а законы, как правило, не согласовывают с ИТ-специалистами) наша система поистине переживает метаморфозы: ее нередко приходится модифицировать, причем в достаточно короткие сроки (обычно в течение квартала).

Большая проблема — обеспечение единообразия прикладного ПО на местном уровне. Мы добились неплохих результатов: более 75% инспекций использует ПО, созданное централизованно разработчиками нашего министерства. Около четверти инспекций применяют прикладные программы, созданные коммерческими компаниями. Мы постепенно «выживаем» эти системы, поскольку считаем, что ПО и форматы обмена данными в рамках всего министерства должны быть едиными.

Информационная система имеет огромное значение в деятельности министерства. На ее возможности опирается все, начиная от электронного документооборота и заканчивая мониторингом налоговой отчетности. Единственный источник информации о сборе налогов — МНС. Без нашей информационной системы государство просто не сможет подсчитывать деньги в своей казне.

Мы обрабатываем огромный объем данных. В здании центрального аппарата у нас развернуты модемный пул, узел электронной почты. Имеются телекоммуникационные узлы у всех наших региональных отделений. Налажен обмен данными посредством электронной почты со многими нашими местными инспекциями.

Следующий этап — создание защищенной телекоммуникационной системы. В звене «федерация — регион» мы построили систему генерации ключей (у нас есть соответствующая лицензия ФАПСИ), что позволяет нам по открытым каналам связи передавать конфиденциальную информацию. Надо отметить, что в соответствии со 102 статьей Налогового кодекса вся информация о налогоплательщиках является налоговой тайной. Она может быть предоставлена лишь по запросу судей в случаях нарушения закона. В ближайшие годы мы хотим распространить наш опыт передачи данных в защищенном виде по обычным каналам связи на звено «региональные — местные инспекции».

Очень важное направление нашей деятельности — организация приема налоговой отчетности в электронном виде. Совместно с компанией «Такском» мы реализовали пилотный проект в Москве, в ходе которого было разработано интеграционное решение, подкрепленное сертификатами ФАПСИ и позволяющее налогоплательщикам передавать налоговую отчетность в органы МНС по электронным каналам. Сейчас мы «пробиваем» изменения в Налоговом кодексе, которые позволили бы сдавать все налоговые декларации в электронном виде.

Считаю, что мы неплохо продвинулись в осознании роли ИТ в построении современной налоговой системы, но есть объективные причины, которые нас сдерживают.