Определение

Быстрое реагирование (quick response) — бизнес-процесс, который использует сигналы, поступающие в реальном или близком к реальному времени, для инициации операций по восполнению товарных запасов производителей и розничных торговых компаний в цепочках поставок. Этот подход позволяет сократить время пополнения складских запасов, обеспечить резервирование товаров и помочь торговым компаниям избежать дефицита важных продуктов.

Чтобы увеличить эффективность цепочки поставки, некоторые компании используют подход, основанный на процессах быстрого реагирования.

Быстрое реагирование — метод, который позволяет производителям или торговым компаниям анализировать потребности в товарах и комплектующих для своих складов и сборочных линий почти в реальном времени. Такие компании традиционно обменивались информацией о пополнении складов со своими бизнес-партнерами с помощью систем электронного обмена данными (EDI — electronic data interchange), а также по факсу или по телефону. Но с появлением Internet все большее число организаций переходит на применение информационных систем на базе Web.

Ведущие компании либо начинают внедрять подобные системы, либо уже установили их, с тем чтобы увеличить эффективность своих цепочек поставок.

Сторонники такого подхода считают, что системы быстрого реагирования помогут торговым фирмам и производителям сократить нагрузку на цепочку поставок, уменьшить время, требуемое на пополнение складов, позволят избежать дефицита товаров и ускорить обновление склада (последний показатель говорит о том, с какой скоростью торговая фирма или производитель полностью обновляют содержимое своего склада).

Программные технологии быстрого реагирования предлагают такие компании, как SAP, Logility, GlobeRanger и i2 Technologies.

Работа в реальном времени

Быстрый отклик принимает различные формы.

«Понятие ?реальное время? каждый трактует по-своему, — считает Джордж Броди, генеральный директор компании GlobeRanger. — Поэтому и быстрый отклик для разных людей означает разные вещи».

Например, по его словам, некоторые потребители считают, что данные поступают в реальном времени, если они обновляются раз в час, а другие — если раз в день.

Технология быстрого реагирования позволяет компаниям обмениваться со своими партнерами теми данными о продажах и производственных операциях, которые традиционно считались конфиденциальными. По мнению аналитиков, многие руководители не торопятся использовать эту технологию именно из-за опасения, что крайне важная информация о товарах или бизнес-стратегиях попадет в руки конкурентов.

Тем не менее при корректной реализации быстрое реагирование может стать необходимым условием создания эффективной цепочки поставок.

«Наши инициативы по организации цепочки поставок опираются на информацию о потребителях, получаемую в реальном времени, и здесь важное значение имеет скорость и оперативность», — сказал представитель компании Dell Computer.

Procter & Gamble также планирует внедрить в своей цепочке поставок систему быстрого реагирования. Эта система объединит различных участников — от поставщиков сырья до потребителей, посещающих сайты, подобные этому

На передовом рубеже

Систему управления цепочкой поставок внедрила у себя Dell. Например, поступающий на Dell.com заказ от потребителя (скажем, на дисковод DVD) сразу передается поставщикам Dell. Если поставщики не в состоянии по каким-либо причинам удовлетворить этот запрос, они уведомляют об этом Dell, которая затем сообщает потребителю, возможно ли получение данного товара.

Procter & Gamble также планирует внедрить в своей цепочке поставок систему быстрого реагирования. Эта система объединит различных участников — от поставщиков сырья и производителей до дистрибьюторов, торговых компаний и потребителей — и, по мнению представителей Procter & Gamble, поможет корпорации производить по мере необходимости нужные продукты, отправлять их на соответствующие склады и в дистрибьюторские центры, тем самым сокращая нагрузку на цепочку поставок.

Руководство корпорации, которая выпускает самые разные потребительские товары, от памперсов до кремов, считает очень важным то, что потребители в этом случае будут получать более свежие продукты.

Гипотетически это значит, что, когда потребитель покупает рулон бумажных полотенец, информация о покупке передается по всей цепочке поставок в компанию, производящую заготовку древесины, из которой делается этот продукт.

Procter & Gamble планирует развернуть систему быстрого реагирования в ближайшие несколько лет, а реализация пилотного проекта начнется уже в 2001 году.

Системы быстрого реагирования появились около семи лет назад. В пищевой промышленности, где подобные технологии используются достаточно широко, данные из торговых точек собираются с помощью устройств, считывающих штрих-коды товаров, в специальный реестр. Собранная информация, как подчеркнула Карен Петерсон, аналитик GartnerGroup, каждую ночь пересылается производителям, которые затем восполняют запасы товаров в магазинах.

Потоковое производство

Технологии быстрого реагирования многие предприятия используют при так называемом потоковом производстве. Когда один из товаров продается торговой компанией, сигнал об этом пересылается по цепочке поставок для немедленного восполнения этого товара.

По словам Кевина О?Мара, аналитика компании AMR Research, от процессов совместного планирования, прогнозирования и пополнения товарных запасов (CPFR — collaborative planning, forecasting and replenishment), тесно связанных с традиционными методами быстрой обратной связи, этот подход отличается тем, что он предусматривает использование Web и является более комплексным.

Процессы CPFR, как считают эксперты, позволяют торговым компаниям и производителям анализировать статистику по мере попадания продуктов к потребителям и прогнозировать, какой запас товаров потребуется, чтобы удовлетворить спрос в будущем.

Перспективы

Безусловно, Web позволяет компаниям продвинуться на шаг ближе к созданию систем взаимодействия в реальном времени. В некоторых отраслях такой подход становится просто необходимым, поскольку Web позволяет увеличить уровень автоматизации процессов цепочки поставок и сократить потребность в телефонных звонках и пересылке факсов. Весьма важно и то, что Web создает общий формат для совместного использования данных производителями, поставщиками, дистрибьюторами и операторами.

Наконец, системы быстрого реагирования на базе Web обходятся дешевле, чем традиционные технологии EDI, в силу чего больше торговых партнеров смогут поддерживать подобные взаимодействия.

Тем не менее некоторые фирмы не спешат отказываться от унаследованных систем EDI, поэтому эти системы, скорее всего, будут использоваться еще некоторое время.