Что ожидает рынок мобильной связи

Руслан Филатов: «Сформировался новый тип абонента»

Состоявшаяся в конце марта двухдневная конференция «Телекоммуникации в России», прошедшая под эгидой известного журнала The Economist, отличалась разнообразием тем и неоднозначностью оценок и мнений. Она вместила обсуждение мировых экономических тенденций, инвестиционной привлекательности национальных рынков, перспектив бизнеса на рынке телекоммуникаций, прогнозы развития отдельных направлений отрасли и многое другое.

В частности, было очень интересно узнать оценки зарубежными экспертами экономического состояния нашего рынка — их привел в своем выступлении Дэниел Торнилей, вице-президент Исследовательского центра компании The Economist Group.

Как и следовало ожидать, западные экономисты не считают Россию идеальным полем для инвестиций. Бизнесмены считают недостаточной структурную реформу, высокой — преступность и коррупцию. Однако эксперты The Economist Group уверены, что Россия — далеко не самое худшее место для вложения капитала. В Индонезии или Бельгии, например, обстановка, как они считают, еще хуже. Немало проблем и у Японии. По мнению Торнилея, Япония еше несколько лет будет выбираться из кризиса, корни которого в очень сильной коррупции. В России же все не так плохо, у нас множество прекрасно подготовленных специалистов, а возврат инвестиций составляет 5-25%. Около 80% клиентов The Economist Group, работавших в России, с оптимизмом относятся к ведению бизнеса в России, треть клиентов намерены расширить свои представительства, две трети считают, что налоговые условия в России улучшились, и никто не высказал мнение, что они ухудшились. Рубль, по мнению экспертов The Economist Group, сейчас завышен примерно на 35%, однако резкого его падения они не ожидают, поскольку цены на нефть стабильно высокие, а Центробанк РФ обладает значительными запасами и постарается не допустить обвала рубля. Наконец, российские партнеры западных бизнесменов ведут себя вполне цивилизованно и честно, что особенно ярко проявилось в период кризиса 1998 года. Где же истоки предубеждений, связанных с Россией? По мнению Торнилея, они прежде всего в том, что западными компаниями руководят люди, которые привыкли воспринимать Россию по меньшей мере в негативном свете.

И все же что ожидает телекоммуникационные компании, работающие в России? Руслан Филатов, коммерческий директор компании MCT, считает, что в мобильной связи подъем будет, но не такой уж быстрый. Цены падают, в регионах они подчас оказываются даже ниже, чем в Москве, при этом клиентская база в регионах растет очень медленно. Московские операторы пытаются выйти на местные рынки со своими продуктами. Но методы привлечения и убеждения клиентов, которые были эффективны в Москве, в регионах «не работают». Российская глубинка живет своей, особой, неспешной жизнью, и операторам, которые работают на местных рынках, приходится придумывать новые методы привлечения клиентов. По сути, им приходится формировать клиентскую базу и заодно — пакеты услуг, которые будут ею востребованы именно в этом регионе.

Еще одна важная тенденция — необходимость изменения стратегии операторов в сторону ее ориентации на клиента, поскольку главное сейчас — его удовлетворенность и удобство. Нынешний клиент весьма капризен. Под влиянием ведущихся операторами ценовых войн в последние годы сформировался новый тип абонента — очень чувствительного к цене и нелояльного к операторам. В связи с этим Филатов высказал опасение, что ценовые войны между операторами могут привести к ухудшению качества услуг и помешать развитию бизнеса, а это явление гораздо худшее, чем высокие тарифы.

Вероятно, мощным стимулом к использованию мобильной связи станет введение повременной оплаты обычной, фиксированной телефонной сети. Однако и здесь возможны неудачи: если окажется, что фиксированная связь будет гораздо дешевле мобильной, то на быстрый подъем последней, скорее всего, рассчитывать не придется. Именно так произошло, например, в Индии, где соотношение тарифов фиксированной и мобильной связи составляет примерно 1:70.

То и дело с Запада приходят новости об очередных достижениях мобильных вычислений. Закономерен вопрос: в каком состоянии находится и как будет развиваться мобильная среда передачи данных? Как рассказал Ажит Дхиллон, директор департамента по развитию продаж услуг мобильной связи компани Concert, из стандартов беспроводной передачи данных в настоящее время преобладает GSM, его доля в общем объеме услуг мобильной связи составляет около 60%, число пользователей достигает 380,5 млн. Этот стандарт наиболее распространен в Европе (245 млн. клиентов) и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (105 млн.). Наблюдается стабильный рост базы клиентов GSM: к концу нынешнего года ожидается, что число пользователей достигнет 500 млн., а к концу 2005 года — 1 млрд. Значительно отстает от GSM другой стандарт — CDMA, его доля в общем объеме услуг мобильной связи составляет примерно 11%, причем наблюдается тенденция к сокращению услуг на базе этого стандарта, распространенного в основном в Америке и Азии. Далее следуют TDMA (его доля — 9%) и PDC (8%).

Постепенно набирают обороты услуги на базе GPRS и других новых стандартов связи. В частности, переход к GPRS рассматривают в качестве перспективного направления операторы GSM в США. Интерес к этому стандарту велик, поскольку он оказывается значительно эффективнее при организации передачи данных: скорость обмена IP-трафиком может быть в пять раз быстрее, чем на линиях GSM. Для передачи голоса и данных в GPRS используются раздельные каналы. В стандартах следующего, третьего поколения мобильной связи один канал будет применяться для передачи и голосового трафика, и данных. В стандартах четвертого поколения пропускная способность мобильной передачи данных еще более увеличится.

По мнению Дхиллона, для успешного развития бизнеса беспроводной передачи данных операторам мобильной связи жизненно необходимо расширение горизонтов роуминга (оптимальным решением было бы подключение более чем к 200 сетям в мире). Для этой цели операторы могут заключать соглашения как с конкретными операторами, так и с посредниками, способными самостоятельно договориться об обмене трафиком.

Примечательная особенность: вероятнее всего, в ближайшие годы сети мобильной связи второго и третьего поколения будут сосуществовать. Поэтому операторам следует позаботиться о том, чтобы обеспечить совмещение роуминга систем второго и третьего поколения.