Юбилейный РИФ подвел итоги развития Рунета в 2000 году и обозначил новые тенденции

По мнению экспертов компании «Тройка-Диалог», в современном Рунете ощущается дефицит серьезных проектов, а не капитала

Автору этих строк довелось побывать на всех Российских Интернет-форумах, начиная с самого первого, проходившего в 1997 году. Возраставшее год от года число участников, спонсоров и докладов соответствовало общей динамике развития Рунета. Однако гораздо информативнее всякий раз оказывалась тематика секций и отдельных сообщений, поскольку именно она отражала качественные изменения в отечественном сегменте Всемирной сети, являясь своеобразным барометром доминировавших настроений.

В прошлом, первом полноценном послекризисном году на РИФе царила настоящая эйфория. Выступления представителей инвестиционных компаний и презентации, посвященные первым примерам успешного привлечения средств в Internet-проекты, собирали огромные аудитории. Мест на всех не хватало, и люди готовы были стоя внимать советам и рецептам получения столь желанных финансовых вливаний. Казалось: еще немножко, и деньги в Рунет хлынут широким потоком...

От идеи к бизнесу

В начале прошлой весны индекс Nasdaq был на подъеме, а консолидированный индекс Internet-компаний (GSEC) достиг невиданной высоты. Мало кто думал тогда, что этот головокружительный взлет окажется началом столь болезненного падения. За прошедший год величина GSEC снизилась вдвое, а многие компании даже близко не подошли к показателям, которые были обещаны инвесторам. Последовавшее прекращение финансирования заставило свернуть только-только стартовавшие проекты. Масса фирм попросту разорилась.

Общая тенденция не обошла стороной нашу страну. Под холодным душем оказались многие горячие головы. Можно удивляться лишь тому, что не все деятели отечественного рынка электронного бизнеса извлекли из происшедшего соответствующие уроки.

Главный из них, конечно, не в том, что авторы Internet-проектов должны надолго распрощаться с надеждами на привлечение инвестиций, а в пересмотре шкалы ценностей, в изменении факторов, определяющих привлекательность объекта для инвесторов, которые стали гораздо серьезнее относиться к оценке рисков осуществляемого финансирования.

Если еще совсем недавно деньги выделялись под «суперидею», то сегодня сама по себе она мало что значит. Как неоднократно подчеркивалось на РИФе, сейчас инвестиции делаются в компании, имеющие четкую бизнес-стратегию и высококвалифицированный топ-менеджмент, способные продемонстрировать хотя бы минимальный портфель собственных разработок и историю успеха в их продвижении на рынок, и наконец, располагающие клиентской базой.

Возможно, этот перечень выглядит как некая программа-максимум, но факт остается фактом: ахиллесовой пятой многих отечественных Internet-проектов является ориентация на разработку новой технологии, на реализацию многообещающей идеи, но только не на развитие бизнеса. Это позволило экспертам компании «Тройка-Диалог» сделать, на первый взгляд, парадоксальный вывод: в современном Рунете ощущается дефицит серьезных проектов, а не капитала.

Отсутствие ясной ориентации на потребности заказчиков с учетом текущей рыночной конъюнктуры и ее возможной динамики приводит к тому, что даже те Internet-ресурсы, которые пользуются популярностью, инвесторам «продать» не удается. В массе своей «продавцы» привыкли оперировать статистикой посещаемости, тогда как инвесторов интересуют размеры получаемого дохода, уровень рентабельности и сроки окупаемости вложенных средств; последние должны укладываться в диапазон два-три года. К тому же зачастую оказывается проще с нуля создать ресурс, аналогичный «продаваемому», и успешно конкурировать с ним, чем вкладывать деньги в, казалось бы, раскрученный проект.

Еще одна проблема обусловлена нацеленностью многих Internet-проектов исключительно на отечественный рынок, емкость которого, мягко говоря, невелика. Если верить заявлениям, прозвучавшим из уст представителей сразу нескольких инвестиционных фирм, то сознательная ориентация на ограниченный целевой рынок сводит шансы на получение финансирования к нулю.

Это сладкое слово «оффшор»

Как известно, серьезные попытки выхода на зарубежные рынки в массовом порядке начали предприниматься после кризиса 1998 года и в ряде случаев увенчались успехом. Появление на РИФе отдельной секции по оффшорному программированию стало признанием того факта, что, соблазненный лаврами перенаселенной Индии и крохотной — около 3 млн. человек — Ирландии, отечественный ИТ-бизнес открыл для себя новое поле деятельности.

Попытки российских компаний занять достойное место на мировом рынке разделения программистского труда пока наталкиваются на ряд препятствий. Здесь и нехватка менеджеров, обладающих опытом управления процессами оффшорной разработки, и отсутствие международных сертификатов, и языковые проблемы, слабый маркетинг, неразвитость сети региональных представительств. Свою «лепту» вносят малочисленность уже выполненных проектов, отсутствие мощной лоббистской поддержки по ту сторону Атлантики и государственной — по эту, наконец, общая настороженность западных заказчиков в отношении России.

Тем не менее количество фирм и небольших коллективов, выполняющих заказы зарубежных клиентов, продолжает расти (см. обзор в Computerworld Россия, № 9, 2001). Отчаявшись привлечь инвестиции в строительство порталов, некоторые фирмы, возможно, воспринимают оффшорное программирование как очередную «золотую жилу». Между тем этот путь вряд ли ускорит наступление светлого будущего для отечественной ИТ-индустрии в целом.

Дело в том, что за редким исключением проекты в области оффшорного программирования не выходят на значительные обороты, а применяемые в них бизнес-схемы не удается распространить на другие виды деятельности (например, связанные с созданием собственных программных продуктов). Более того, оффшорные разработчики обычно остаются в тени, то есть не работают на раскрутку собственной марки, что весьма пригодилось бы им в случае успешного развития внутреннего рынка и при переориентации на выпуск и продажу коммерческого ПО.

ASP и РИФ

В этом отношении услуги ASP (по определению ASP Consortium, аренда всевозможных компонентов ИТ-инфраструктуры) выглядят более многообещающими. В США услуги ASP предлагаются весьма широко. В России же первый публичный доклад на эту тему автору довелось услышать на осенней Internet-конференции, организованной АДЭ. На пятом РИФе рынку ASP была посвящена уже добрая дюжина презентаций.

Услуги приложений у нас сегодня предоставляют компании DataFort (дочерняя структура IBS), «Гарант-Парк-Интернет», BAC Internet eXpertise, «Парус» и другие. Подобная пестрота «игроков» (с точки зрения основного профиля их деятельности), с одной стороны, свидетельствует о незрелости данного сектора рынка, а с другой, отражает многообразие сервисов, не противоречащих концепции ASP.

Правда, сегодня деятельность отечественных ASP-провайдеров ограничивается простейшими приложениями вроде серверов электронной почты, виртуальным хостингом или размещением базы данных на аппаратных ресурсах провайдера. На Западе же крупные поставщики услуг приложений предлагают своим клиентам системы планирования ресурсов предприятия (ERP — enterprise resource planning) и отношениями с заказчиками (CRM — customer relationship management), услуги сетевого и системного администрирования (NSM — network service management). Остается только надеяться, что в России процесс возмужания ASP-провайдеров не растянется на долгие годы.