При огромном разнообразии решений легко потеряться в огромном и запутанном мире корпоративных порталов.

Год-полтора назад на рынке порталов предприятий начался настоящий бум. Появилось большое число решений, сочетающих достоинства популярных архитектур «потребительских» порталов с новыми функциями, полезными для применения в корпоративной среде. Взрыв порталомании был настолько силен, что уследить за всеми новыми предложениями оказалось очень нелегко. Теперь, когда ажиотаж утих, действительно заслуживающие внимания функции и полезные для предприятий возможности порталов постепенно начинают обретать форму. Крупные корпорации и компании среднего размера стали все чаще использовать порталы для того, чтобы увеличить эффективность своей деятельности, обеспечить более быстрое и точное принятие решений и ускорить доступ к своим приложениям и бизнес-процессам.

Сейчас ускоренными темпами разрабатывается целый ряд моделей порталов, включая потребительские и корпоративные. Потребительские порталы, например Yahoo.com, предлагают конечным пользователям быстрый, централизованный доступ к средствам поиска, электронной почте и оперативной информации о важнейших событиях. Со своей стороны, вертикальный портал, или вортал (vortal), будучи «единокровным» братом первого, предлагает более узким рынкам или избранным категориям пользователей специализированную информацию на основе модели подписки.

Что касается корпоративных решений, то EIP (enterprise information portal — «информационный портал предприятия») сочетает в себе лучшие качества потребительского портала с возможностями, присущими настоящей платформе, позволяя сотрудникам предприятия и его бизнес-партнерам оперативно получать через Web доступ к критически важным данным, приложениям и процессам.

Понять, необходим ли предприятию портал, труда не составляет, намного сложнее выбрать подходящий. При огромном разнообразии решений, каждое из которых обладает своими особенностями, требованиями и возможностями, легко потеряться в огромном и запутанном мире порталов.

Информационный портал предприятия должен, по меньшей мере, предлагать такие функции, как поиск и индексация структурированных и неструктурированных данных в хранилищах — внутренних и внешних — для компании. Но для того чтобы компания смогла полностью реализовать потенциал EIP, портал должен обеспечивать защиту, персонификацию, систематику и интеграцию приложений, а также предоставлять доступ к системам планирования ресурсов предприятия и унаследованным данным на мэйнфреймах. Некоторые корпоративные порталы могут поддерживать внешние источники информации, позволяя получать финансовые данные и результаты обработки запросов внешними поисковыми механизмами.

В случае когда сотрудникам надо заполнять свои отчеты о командировочных расходах или когда необходимо предоставить для приложений бизнес-партнеров доступ к основным системам предприятия, порталы предлагают действенные методы решения такого рода задач. Благодаря своей эффективности модель EIP быстро входит в моду. Она помогает сэкономить время и сократить затраты на управление знаниями и информацией как в самих компаниях, так и при их взаимодействии друг с другом, с партнерами и клиентами. И по мере увеличения географической распределенности организации порталы приобретают все более важное значение как средства доставки информации и позволяют предложить сотрудникам единое представление о компании.

Разнообразные возможности

При проектировании архитектуры EIP в первую очередь необходимо оценить потребности предприятия и составить стратегический план развития портала. Плохо продуманная архитектура может привести к сегментации данных в компании, то есть будут созданы изолированные наборы трудно доступных ресурсов, что в конечном итоге полностью дискредитирует саму идею создания портала. После определения требований можно приступать к выбору EIP, который позволит объединить и эффективно использовать все ресурсы предприятия.

При выборе EIP в первую очередь нужно принимать во внимание самые насущные требования, но при этом учитывать изменение этих требований в будущем. Анализ предложений, доступных на быстроразвивающемся рынке порталов, скорее всего, покажет, что ни одно из существующих решений не в состоянии справиться со всеми насущными задачами управления информацией. Многим организациям вообще потребуется поддерживать более одного вертикального портала для того, чтобы эффективно и полностью использовать свои ресурсы.

Хотя интерфейсные, или горизонтальные, EIP и обеспечивают обобщенный доступ к данным и приложениям для всех членов корпоративного сообщества, эти порталы, как правило, не соответствуют требованиям, которые предъявляют к интеграции более крупные организации. В этой ситуации корпорации могут также развернуть вертикальный портал для того, чтобы удовлетворить нуждам определенных направлений своей работы, таких как управление отношениями с заказчиками (CRM — customer relationship management) или автоматизация отделов продаж (SFA — sales force automation).

Существует целый спектр EIP — от готовых к работе инструментов до конфигурируемых решений, которые для обеспечения интеграции требуют серьезной настройки. Есть простые в установке и недорогие порталы, но при их использовании часто приходится опираться исключительно на внутренние технологические разработки или мириться с ограниченной расширяемостью.

Некоторые порталы предлагают превосходные возможности индексирования и извлечения данных, в том числе систематизацию для упрощения распределения бизнес-данных по категориям и управления ими. К таким решениям относятся Brio.Portal и Hummingbird EIP, использующие для подключения различных источников данных открытые стандарты (прежде всего XML). Эти системы, рассчитанные ориентировочно на 500 пользователей, стоят 100-150 тыс. долл. и представляют собой типичные базовые варианты EIP.

Другие информационные порталы предприятий, такие как iPlanet Portal Server, поддерживают расширяемый доступ и взаимодействие практически с любой системой или процессом, в том числе и со специализированными вертикальными порталами. Хотя подобные продукты предлагают большую гибкость, они обходятся значительно дороже, поскольку предъявляют определенные дополнительные требования.

К сожалению, административные функции большинства порталов предприятий, и в первую очередь тех, которые развернуты в многопортальных архитектурах, не имеют весьма желательных возможностей и в них часто отсутствует визуальный интерфейс для части инструментальных средств.

Так или иначе, большинство производителей придерживаются мнения, что всякий портал должен обладать одной базовой возможностью: обеспечивать доставку персонифицированного информационного наполнения. Цель развертывания порталов как раз и состоит в том, чтобы с их помощью можно было передавать конкретную информацию на определенные настольные системы, гарантируя тем самым, что сотрудники, принимающие те или иные решения, получат необходимые для этого данные. В свою очередь пользователи получат возможность настраивать портал таким образом, чтобы он предоставлял только нужную для их повседневной работы информацию.

Цель — интероперабельность

Пользователи хотели бы добиться от порталов большей интероперабельности, но сталкиваются с отсутствием стандартов в данной области. iPlanet Portal Server 3.0, созданный альянсом Sun Microsystems и Netscape, отличается, возможно, наибольшей интероперабельностью из всех известных информационных порталов предприятий. Portal Server, построенный на базе языка Java, интегрирует в одном пакете все основные возможности горизонтального EIP. Этот продукт, способный поддерживать большинство самых строгих требований к крупномасштабным порталам, стоит 90 тыс. долл. на один процессор.

Portal Server объединяет в себе возможности организации защиты на общекорпоративном уровне и поддержку профилей с метаданными и систематизированными хранилищами для персонификации и предоставления доступа в соответствии с предпочтениями конкретного пользователя. Кроме того, в нем реализованы такие функции, как Web-индексация и фильтрация, а также интегрирован шлюз WAP.

Portal Server оснащен средствами XML-доступа к основным источникам данных и интеграции с приложениями независимых разработчиков, в том числе посредством клиента Citrix MetaFrame, который позволяет организовать обработку на терминале. Кроме того, данный пакет поддерживает функции, позволяющие экономить время, в частности единый вход в систему.

Хотя iPlanet работает только с операционной системой Solaris, его масштабируемость и универсальность, наряду с удобной интеграцией подключаемых модулей вертикальных порталов, скорее всего, привлекут многие предприятия, которым требуется расширить возможности уже имеющейся у них системы.

На все случаи жизни

Сейчас на рынке предлагается множество решений EIP, но лишь немногие из них в достаточном объеме предлагают нужные функции и возможности интеграции.

Что касается инфраструктур на платформе Microsoft, то можно отметить продукт Corporate Portal, выпускаемый компанией Plumtree Software, давно работающей на рынке порталов. Эта система, имеющая вполне приемлемую начальную стоимость (75 тыс. долл. за версию для 250 пользователей), содержит подключаемые модули Gadget, функции которых позволяют легко настраивать пользовательские порталы.

Это простое в развертывании решение опирается главным образом на внутренние стандарты и механизм Microsoft Active Server Pages (ASP). Кроме того, в нем отсутствует поддержка протокола LDAP, что может весьма негативно сказаться на возможности последующего расширения этого портала. Тем не менее для тех, кто сориентировался на платформу Microsoft и технологию ASP, Corporate Portal предлагает простой переход к внедрению EIP с минимальным программированием и настройкой.

Если организации требуется составлять развернутые отчеты или проводить сложный анализ, стоит обратить внимание на Brio.Portal — очень интересное решение компании Brio Technologies, использующее компоненты на базе Java, что позволяет прекрасно масштабировать портал в гетерогенных средах. Хорошие функции доступа к базам данных и основным ресурсам существенно упрощают процесс установки Brio.

К сожалению, настройка таблиц SQL-баз данных несколько громоздка, к тому же неспособность Brio.Portal поддерживать форматы неструктурированных данных, в частности индексацию Web-сайтов, делает это решение неполным. Кроме того, в нем отсутствует интерфейс администратора на базе Web и весьма ограничены возможности удаленного управления.

В Brio.Portal предусмотрена тесная интеграция с Lotus Notes, а также продуманные возможности анализа и подготовки отчетов, в силу чего этот портал является наиболее подходящим решением для тех, кому в работе требуется оперативная информация.

Его относительно невысокая стоимость (от 50 тыс. долл. за версию на 100 пользователей) превращает Brio.Portal в один из наиболее привлекательных предложений на рынке EIP. Но из-за отсутствия таких возможностей, как индексация на базе Web, некоторым организациям это решение может показаться неполным, а при длительном использовании в состоянии ввести владельца в дополнительные расходы.

Если предприятию необходимо организовать эффективное взаимодействие практически с любыми источниками данных, имеет смысл обратить внимание на DataChannel Server компании DataChannel. Этот продукт предоставляет великолепные возможности расширения, которые достигаются за счет архитектуры, построенной на базе XML и Java, а также благодаря возможностям интеграции. Однако эта система требует больших усилий по настройке, прежде чем она сможет эффективно работать.

DataChannel Server способен поддерживать неструктурированные данные, однако довольно непродуманный интерфейс усложняет работу с Web-индексами. Это обстоятельство следует иметь в виду, если компании требуется подобная информация. К достоинствам DataChannel Server следует отнести то, что входящий в его состав механизм быстрого преобразования документов позволяет конвертировать некоторые популярные форматы документов в HTML, тем самым увеличивая оперативность получения информации, поскольку в таком случае не требуется специализированный модуль просмотра. DataChannel Server, относящийся по цене к системам среднего класса, стоит 100 тыс. долл. за версию на 250 пользователей.

Нельзя не упомянуть и EIP компании Hummingbird. Как решение, базирующееся на XML и Java, этот программный продукт обеспечивает интеграцию, необходимую для поддержки защиты и аутентификации и имеет неплохой механизм автоматической систематизации, который помогает быстро преодолеть этап настройки и установки при подготовке системы к работе.

В отличие от многих конкурирующих продуктов, ориентированных исключительно на NT, система Hummingbird снабжена интерфейсом администратора на базе браузера, значительно упрощающим решение задач управления. Обладая высокопроизводительным механизмом поиска, система, в дополнение к этому, интегрирует функции поиска из внешних поисковых машин.

Отсутствие в продукте Hummingbird функций балансировки нагрузки и настраиваемого программирования мешает ему называться полноценным решением корпоративного уровня. Вероятно, эта система больше подойдет для небольших и средних организаций. Стоит EIP Hummingbird от 100 тыс. долл.

Взгляд в будущее

Рынок EIP все еще развивается, и производители постоянно создают новые функции и интегрируют новое информационное наполнение. По мере развития этой технологии потребители могут рассчитывать на появление более широких возможностей доступа к ресурсам, что благоприятно скажется как на финансовых результатах деятельности компании, так и на ее корпоративной культуре в целом.

Скорее всего, в один прекрасный день будет предложена поддержка взаимосвязи между различными порталами, что обеспечит возможность передачи сообщений работы с хранилищами как общедоступной, так и секретной информации. Такой сценарий принесет немало выгод, в том числе снизит нагрузку на системных администраторов, упростит поддержку и обучение сотрудников, а также существенно облегчит интеграцию с порталами компаний-партнеров и поставщиков.

Однако в настоящее время, ввиду отсутствия механизмов обеспечения интероперабельности между порталами, предприятиям придется действовать с осторожностью. Следует воздерживаться от создания многочисленных горизонтальных платформ внутри предприятия, с тем чтобы данные не оказались изолированными. Кроме того, было бы разумно выбирать производителя EIP, придерживающегося открытых стандартов, что даст определенные гарантии возможности расширения в будущем.

Пока же, прежде чем выкладывать кругленькую сумму за портал, следует не торопясь оценить, насколько он нужен предприятию и во что обойдется его реализация. И хотя возможности порталов, безусловно, будут стремительно расширяться, компания, придерживающаяся данных здесь советов, может с большей вероятностью рассчитывать на успех такого проекта.

EIP обеспечит централизованный доступ к информации и приложениям с помощью настраиваемых механизмов доставки, которые позволят передавать нужную информацию нужным сотрудникам.


Информационные порталы предприятия

Несмотря на значительные первоначальные затраты, EIP упрощает доступ к данным и критически важным приложениям и обеспечивает надежные коммуникации с заказчиками. Возврат от подобных инвестиций в первую очередь выражается в возможности принимать более продуманные решения, которые EIP предлагает всем пользователям.EIP должен легко интегрироваться с существующими системами и позволять легко создавать настраиваемое представление информации с портала для пользователей, не обладающих техническими навыками.

Достоинства: упрощает унифицированный доступ к корпоративной информации и ее распространение; позволяет расширить возможности принятия решений; экономит время и сокращает расходы за счет улучшения возможностей доступа к информационным ресурсам

Недостатки: высокая стоимость; отсутствие стандартов на порталы; отсутствие во многих решениях функций администрирования


Фрагменты мозаики EIP

Информационные порталы предприятия предоставляют конечным пользователям персонифицированный интерфейс на базе браузера для доступа к приложениям и основным источникам данных, позволяя сотрудникам, работающим как в офисе, так и вне его, обращаться к информации и использовать ее, а также работать совместно со своими коллегами. При выборе EIP необходимо убедиться, что он соответствует основным требованиям, предъявляемым предприятием к порталу

1. Защита

Обеспечивает интеграцию с существующими схемами аутентификации, что позволяет сократить время на развертывание системы и снизить нагрузку на системных администраторов. Поддерживает полезные возможности, в частности единую регистрацию в системе, увеличивая производительность труда пользователей

2. Интеграция данных

Обеспечивает возможность доступа к структурированным и неструктурированным данным и управление ими

3. Интеграция приложений

EIP должен обеспечивать сотрудникам и партнерам доступ к бизнес-процессам

4. Персонификация

Интерфейс портала должен адаптироваться для реализации требований конкретных пользователей всего предприятия

5. Доступ и поиск

EIP должен поддерживать и доставлять информацию вне зависимости от местонахождения и платформы

6. Распределение по категориям

Систематизация и метаданные помогают классифицировать информационные ресурсы предприятия, что упрощает их поиск и использование

Совместная работа

Легкодоступность инструментальных средств дает возможность пользователям, не обладающим техническими навыками, создавать информационное наполнение и взаимодействовать со своими коллегами