Microsoft вводит принудительную регистрацию пользователей ее продуктов

Евгений Данилов занимается в российском Microsoft защитой авторских прав

Microsoft приготовила сюрприз для пиратов — технологию Microsoft Product Activation, смысл которой сводится к принудительной регистрации пользователей продуктов Microsoft в центрах активации. При этом копия программного обеспечения привязывается к аппаратуре компьютера и уже не может быть запущена на другой машине. Впервые технология активации продуктов будет использована при выпуске новой версии офисного пакета Office XP весной этого года. Если она оправдает себя, то чуть позже (предположительно осенью) появится и в версии операционной системы Windows XP. На состоявшейся 5 февраля пресс-конференции представители Microsoft подробно рассказали о Product Activation.

Процедура активации продукта запускается уже после установки программного обеспечения на компьютер и осуществляется независимо от нее. При первом запуске приложения или операционной системы программные продукты затребуют ввести ключ продукта. После этого программа активации считывает ряд характеристик компьютера, на который установлено новое ПО, после чего в соответствии с полученной информацией генерируется пятидесятизначный идентификационный номер установки. Этот номер нужно переслать в активационный центр Microsoft и получить в ответ ключ активации, который будет привязан к ключу продукта, аппаратному обеспечению компьютера и записи в базе данных активационного центра. После ввода ключа, который можно получить по Internet, телефону и даже по обычной почте, продукт считается установленным.

Надо сказать, что при переустановке программного обеспечения на тот же компьютер для активации продукта можно использовать уже полученный ключ. Если в конфигурации основных блоков компьютера — памяти, процессоре, жестком диске и других произошли серьезные изменения, то придется получать новый ключ активации. Количество таких повторных процедур активации ограничено. Если же игнорировать процесс активации, то продукт некоторое время проработает, а потом потеряет большую часть своих возможностей. Для операционных систем это «время» отсчитывается в сутках (30 суток для Windows XP), а для приложений — в запусках (50 запусков для приложений Office XP).

Прежде чем начать широкое применение технологии (Office XP будет распространяться во всех странах с Product Activation), корпорация провела эксперименты в отдельных регионах. Процент отказов от установки Office был ниже планируемого, причем около 50% пользователей во время активации указало свои действительные персональные данные, хотя корпорация на этом не настаивала. Впрочем, по словам Гамида Костоева, директора по маркетингу представительства Microsoft, в развитых странах основная цель инициативы — остановить «непреднамеренное» пиратство, когда один приятель дает другому попользоваться продуктом. В России наибольшего эффекта от Product Activation Костоев ожидает в корпоративной сфере — там, где один продукт, хотя бы даже и лицензионный, тиражируют на все компьютеры компании.

Кроме Microsoft Product Activation, в новом офисном пакете Office XP появится технология распознавания речи (правда, только английской), рукописный ввод (распознавание рукописного текста) и технология SmartTeg. Сейчас корпорация готовит сотрудников для центров активации.