Средства виртуальной реальности для представления товаров в Internet-магазинах

Программное обеспечение HotMedia 2.5 позволяет вращать объект вокруг своей оси, правда, реалистичного трехмерного изображения при этом все равно не получается

Клиенты такого виртуального магазина могут досконально ознакомиться с понравившимся им предметом, вращая его и рассматривая со всех сторон.

Это вовсе не иллюзорная мечта, ведь уже сегодня существуют технологии, позволяющие решать подобные задачи. Программные средства, поддерживающие язык моделирования виртуальной реальности VRML 2.0 (Virtual Reality Modeling Language), технологию Microsoft DirectX и API-интерфейс Java 3-D корпорации Sun Microsystems, могут с успехом применяться при обработке изображений и трехмерном рендеринге. Кроме того, существуют технологии «близкие к трехмерным», например Macromedia Flash или разработанное компанией Apple Computer программное обеспечение QuickTime Virtual Reality. Во всяком случае, можно смело говорить о достаточно широкой поддержке не двух измерений, а как минимум двух с половиной.

Виртуальная реальность уже достаточно хорошо проявила себя в интерактивных играх и при обучении военному делу (скажем, подготовка саперов британских вооруженных сил проводится с использованием именно таких средств). Однако хотелось бы, чтобы соответствующее программное обеспечение устанавливалось и на сайтах электронной коммерции, рамки которых пока по-прежнему в большинстве своем ограничиваются «плоским миром» двухмерных фотографий.

Один из недостатков применения трехмерных технологий в электронной коммерции заключается в том, что покупатели должны иметь в своем распоряжении специальный браузер, позволяющий просматривать интерактивные изображения; именно так происходит при работе с VRML или QuickTime Virtual Reality.

Кроме того, определенные трудности создает использование интерфейса Microsoft DirectX. Операционная система, которой пользуется Internet-покупатель, должна включать в себя поддержку управляющих директив DirectX, а Windows 95, которая лишена такой поддержки, впадает «в ступор» при попытке загрузить соответствующие компоненты.

Если сайт электронной коммерции построен с использованием Sun Java 3-D, то ситуация выглядит не менее сложной. Ни браузер Netscape, ни программное обеспечение Microsoft не содержат компонентов Java 3-D, поэтому пользователь вынужден загружать их самостоятельно. А сделать это на практике неискушенному пользователю, по мнению специалистов, почти невозможно. Впрочем, то же самое следует сказать и о других API-интерфейсах. Критики утверждают, что подход, выбранный Sun в Java 3-D, хорош для просмотра больших файлов и для работы с обучающими системами, но довольно неудобен при эксплуатации приложений электронной коммерции.

Впрочем, представители Sun, предлагающей программу просмотра 3-D бесплатно, не согласны с тем, что их API-интерфейсы плохо стыкуются с системами электронной коммерции класса «бизнес-потребитель». Менеджер Sun Майкл Шульман заметил, что чаще всего Java 3-D находит применение в системах автоматизированного проектирования и производства, построенных на базе технологии Java. Компания Webscope, к примеру, сумела создать на основе Java 3-D достаточно эффективную систему для организации совместных конструкторских работ.

Ответ IBM

Похоже, корпорации IBM удалось избежать трудностей, с которыми столкнулась Sun, за счет использования собственного инструментария HotMedia, основанного на технологии Java. В этом случае API-интерфейс Sun не требуется, но у посетителя Web-узла должен быть установлен браузер, поддерживающий Java. Технология IBM показывает, что при помощи средств Java можно увеличить угол обзора до 360? и объединить визуальную информацию со звуком.

Программное обеспечение HotMedia 2.5 позволяет вращать объект вокруг своей оси, правда, реалистичного трехмерного изображения при этом все равно не получается.

Российские Internet-магазины тоже используют средства трехмерной визуализации, пример тому магазин Dostavka.ru, на сайте которого доступны трехмерные модели продаваемых устройств, выполненные с помощью технологий компании Macromedia

«Работы в данном направлении продолжаются, — отметил Джей Менон, руководитель проектов IBM в области управления информационным наполнением Web. — В лабораторных условиях инженеры IBM уже продемонстрировали возможность объединения трехмерных средств VRML с собственной технологией, что позволит выводить трехмерные изображения на экран при помощи браузера Java».

Никаких официальных заявлений пока не прозвучало, но, судя по всему, следующая версия HotMedia будет поддерживать VRML. Для передачи информации по низкоскоростным каналам планируется использовать технологию сжатия, разработанную в IBM. А VRML станет составной частью мультимедийного стандарта MPEG 4.0.

Ахиллесова пята сайтов электронной коммерции

IBM и ряд других компаний (в частности, лондонская Superscape) уже разработали технологию сжатия данных, позволяющую уменьшить размеры трехмерных файлов при передаче их заказчикам. Однако вопросы, связанные с пропускной способностью каналов доступа в Internet, которыми располагают пользователи, по-прежнему остаются ахиллесовой пятой большинства сайтов электронной коммерции.

Internet-магазин спортивной одежды Boo.com начал этот, увы, несчастливый для него год с попытки создания трехмерной виртуальной комнаты, в которой интерактивные покупатели могут примерить приглянувшиеся им модели.

«Однако это оказалось возможным лишь на скорости не менее 56 Кбит/с, — заметил Джей Херратти, вице-президент компании, возглавляющий ее отделение в Северной Америке. — Поэтому в следующей версии нашего сервера нам пришлось убрать трехмерные эффекты, основанные на технологии Macromedia Flash».

Boo.com вложил большие деньги в то, чтобы каждая единица ассортимента была представлена в трехмерном виде, а клиент имел возможность приближать ее к себе и поворачивать под различными углами. Но, к сожалению, на практике все это оказалось неосуществимым.

Корпорация Acer недавно отказалась от очередной попытки внедрения нескольких трехмерных решений для электронной коммерции, в том числе и от использования служб хостинга компании Graphic Gem. Служба Graphic Gem предусматривает преобразование двухмерных образов в трехмерный вид при помощи механизма рендеринга, построенного на основе Microsoft DirectX 7.0.

Внедрение средств вывода трехмерных изображений в основанную на Internet систему оформления заказов оказалось для корпорации довольно болезненным, и многие считают, что именно трехмерные технологии виноваты в участившихся сбоях ее Web-сервера.

А вот использование трехмерных изображений Graphic Gem на узле Dynadirect.com, который специализируется на продажах бытовой электроники, оказалось довольно успешным.

«Графические файлы и программы обработки трехмерных образов хранятся на серверах Graphic Gem, и нам остается лишь создать ссылку на их фактическое местоположение при помощи сценария, написанного на Java, — сообщил представитель компании. — Однако на ПК посетителей, у которых установлена ОС Windows 95, во время загрузки трехмерных изображений происходят сбои».

Нужны специальные навыки

Даже если не принимать во внимание высокую вероятность сбоев, все равно следует подчеркнуть, что для работы с трехмерными изображениями требуются специальные навыки. В Internet-магазине Canadashop.com панорамное изображение внутренней части торгового комплекса The Plate Connection создается при помощи технологии IBM HotMedia.

«Разработчики пытались организовать виртуальный тур по магазину с возможностью трехмерного представления отдельных товаров, — отметил президент Canadashop.com Джон Паттерс. — Однако организация обратной связи с клиентами по-прежнему оставляет желать лучшего. Не думаю, что такой подход способен повлиять на уже сформировавшиеся привычки и предпочтения покупателей. Для запуска апплета Java, отвечающего за трехмерную обработку, требуется около минуты. Некоторая задержка наблюдается и во время просмотра».

Для обработки трехмерных изображений нужны специализированные технологии. Например, цифровой фотоаппарат Sony пересылает файл в формате JPEG. Затем этот файл преобразуется в трехмерное изображение при помощи набора инструментальных средств HotMedia. Кроме того, существуют фотоаппараты (в частности, Dimension 3D), способные непосредственно создавать трехмерные изображения. Если пренебречь подобными средствами, при вращении предмет будет выглядеть не таким, каким он является на самом деле.

И все же, несмотря на существующие сегодня трудности, у технологий виртуальной реальности очень много поклонников, которые надеются на то, что их любимые средства в конце концов получат широкое распространение в самых различных программах, начиная с игр и обучающих приложений и заканчивая системами электронной коммерции.