Новые, весьма амбициозные хозяева намерены вернуть крупнейшей российской компьютерной выставке былую славу.

Сергей Левит настроен оптимистично, но чудес не обещает

Три года подряд (1997- 1999) наш еженедельник проводил опрос участников и неучастников «Комтека». Результаты получались не то чтобы претендующие на всепроникающую «аналитику», но забавные и поучительные. В этом году мы было отказались от юной еще традиции: уж очень легко, освещая соседство компьютеров с холодильниками и происходившие на этом фоне выборы «Компьютерной элиты», впасть в грех праздного глумления.

Но история против ожидания сделала неожиданный кульбит: «Комтек» и «Интернетком» были проданы компании ITE Group, и новые, весьма амбициозные хозяева намерены вернуть выставке былую славу, хотя и предупреждают, что в один момент ничего радикально не изменится.

Еще во время «Комтека» компания L&A, представляющая ITE в России, попыталась выяснить, что же именно нравится потенциальным участникам в ее новом приобретении, а что нет (см. «Что такое хорошо и что такое плохо»), а после выставки продолжила двусторонние встречи с ними.

Дабы выяснить, что именно почерпнули из бесед с менеджерами L&A те, кто с ними встречался, а также мнение о проблемах выставки тех, кто не потерял интерес к ее судьбе, Computerworld Россия провел собственный опрос.

«Комтек» останется. И даже раздвоится

ITE Group — не новичок ни на экс-советском рынке, ни в сфере информационных технологий, но так уж сложилось, что ИТ-выставки она проводит в Санкт-Петербурге (где в свое время «Комтек» закрепиться не смог) и ряде стран СНГ. Ее российский стратегический партнер — компания L&A — в Москве работает достаточно интенсивно, однако на ИТ-рынок до сих пор внимания не обращала. Теперь ситуация изменилась, и L&A в одночасье стала куратором двух крупнейших выставок — «Комтека» и «Интернеткома».

Вице-президент L&A Сергей Левит на встрече с журналистами, состоявшейся вскоре после объявления о покупке, рассказывая о планах ITE в отношении выставки, отметил, что ITE обходила вниманием «компьютерную Москву» лишь потому, что не имела сил, начав работу в столице с автомобильной, строительной и здравоохранительной выставок, объять необъятное. В Казахстане и Азербайджане, опять же по историческим причинам, ITE оказалась первопроходцем в деле демонстрации компьютерных технологий.

Интересно, что приобретение российских выставок явилось не следствием прогнозов о грядущем процветании выставочного дела в России, а в некотором смысле вынужденным шагом: с 1998 года ITE наращивает обороты для поднятия капитализации компании — с целью наиболее полного удовлетворения своих акционеров. За это время компания приобрела около двух десятков конкурентов, а число принадлежащих ей выставок увеличилось со 140 до 325.

Что касается падения популярности выставок как таковых (проблемы есть не только у «Комтека», некоторые известные в свое время шоу чувствуют себя еще хуже, а другие уже ничего не чувствуют), то оно, по мнению Левита, объясняется двумя причинами. С одной стороны, выставочная активность компаний в начале 90-х была в некотором смысле «вынужденной»: не имея в нашей стране развитой партнерской, сервисной и прочей инфраструктуры, другим способом показать себя во всей красе было просто невозможно; ныне же этот стимул не столь силен. С другой — имевшая место политическая нестабильность не способствовала тому, чтобы лидеры рынка, особенно иностранные компании, вкладывали средства в формирование или поддержание имиджа. Теперь же наступила некая (по оценкам Левита, «лет на пять-семь») полоса стабильности — и политической и экономической, — и крупнейшие компании, быть может, захотят о себе напомнить.

Времена изменились. В частности, радикально вырос интерес к компьютерам со стороны конечных пользователей, в том числе юного возраста, с которыми прошлые хозяева выставки боролись, правда, большей частью на словах. Левит заверил, что от практики регулирования состава посетителей посредством вывешивания грозных (но, в общем-то, не действующих) плакатов на тему «детям до....» L&A отойдет, ибо все, кто купил билет на выставку, имеют право на ее посещение. Соображение, конечно, очевидное, но в устах организаторов «Комтека» революционное. Так же, как и упоминание о том, что выражение «дети — наше будущее» верно и в сфере высоких технологий.

Вместо того чтобы продолжать бескомпромиссную борьбу с «лишними людьми», в L&A решили обеспечить мирное сосуществование всех интересующихся высокими технологиями. Первоначально превалировала идея выделить один день (или несколько раз по полдня) исключительно для профессионалов и пускать в это время посетителей только по приглашениям. В дальнейшем было решено разделить экспозицию на две большие части: Personal Computing Expo и Business-to-Business. Первая, как явствует из названия, предназначена для конечных пользователей и всех, кто хочет их у себя на стенде видеть. Вторая — «для зарегистрировавшихся бизнес-посетителей», чтобы те могли пообщаться с участниками в спокойной обстановке, не омраченной мультимедийными средствами привлечения внимания простой публики. В свою очередь, Business-to-Business будет разделена на четыре раздела: Software Expo (в том числе традиционный раздел ExpoCAD), E-Business Expo, Business Systems Expo (оборудование и периферия для офисов) и Photo Publishing Expo (кроме издательских технологий, в него будут включены фототехника и сопутствующие товары и услуги).

Строго говоря, не все претензии, высказывавшиеся из года в год в связи с «Комтеком», адресованы собственно устроителям (хотя ключевые, типа финансовых, безусловно относятся к ним). Охраной, подсобными рабочими и «сферой услуг» ведает администрация «Экспоцентра», узость подъездных путей запроектирована задолго до появления в столице большого числа машин — как ездящих, так и «считающих». Администрация выставки пытается решать зависящие от нее проблемы, но, например, положение с охраной, по словам Левита, вряд ли изменится: «По крайней мере до тех пор, пока у нас не вырастет новое поколение охранников, которое будет разговаривать не на бандитском жаргоне».

Левит заверил, что в L&A готовы к встречам с крупнейшими субъектами рынка, если только предметом разговоров не будет исключительно ценовая политика. Более того, дискуссии уже идут. Computerworld Россия попытался выяснить результаты переговоров и отношение к ним со стороны крупнейших потенциальных участников «Комтека ?2001».


Рейтинги

Какое место по важности занимают выставки компьютерной тематики среди прочих?

Сергей Левит: «Фактически вопрос поставлен так: какая индустрия в стране сейчас лучше развита? Думаю, номер один — это автомобилестроение и все, что с ним связано, номер два по объему — строительство, как капитальное, так и частное. Номер три — туризм. Далее, пожалуй, идут информационные технологии и связь, я бы не стал их разделять. Затем — химическая промышленность, нефтегаз, потом — здравоохранение. На Западе у здравоохранения куда более высокий рейтинг. У нас платежеспособное население, как правило, в возрасте от 20 до 40 — и пока не очень нуждается в медицинских услугах. А вот лет через десять, поскольку все на износ работают, потребность в информации о подобного рода услугах существенно увеличится».


Что такое хорошо, что такое плохо

Комментировать в результатах опроса, проведенного L&A на последнем «Комтеке», особо нечего. Разве что стоит отметить, что диаметрально противоположные мнения по поводу деятельности устроителей выставки, организации и посетителей не редкость. Единодушное осуждение вызывает лишь терроризм, но и тут нашлись довольные «организованной эвакуацией».

«Какой самый отрицательный аспект выставки вы можете отметить?»

  • Мало постоянных пропусков
  • Много лишнего народа
  • Досрочное закрытие 19.04, слишком шумные презентации «Самсунга»
  • Не всегда убирают на стендах, охрана
  • Организация, очереди за билетами (только один открытый вход), мало пропусков
  • Разваливается стенд, много недоработок, плохие условия для работы, сломан замок — негде оставить вещи
  • Неполная информация при получении основных документов по выставке
  • Бомба, хамство грузчиков, проблемы с выносом техники на конференции
  • Не стоило объединять «Комтек» и выставку бытовой электроники
  • Большой процент посетителей, не имеющих отношения к тематике выставки
  • Большое количество подростков, громкоговорителей
  • Низкая представительность (мало вендоров) — выставка не очень интересная
  • Меньшая направленность на специалистов, чем раньше
  • На редкость плохая организация, шум, одновременное проведение трех выставок
  • Смесь «Комтека» с холодильниками
  • Отсутствие производителей компьютеров, неоправданно высокие цены
  • Охрана — просто нахалы
  • Малое количество рекламы, слабая реклама
  • Плохая организация работы сервисных служб «Экспоцентра», взяточничество
  • Не поставили в известность об изменении местоположения стенда
  • Неоправданно высокие цены на питание
  • Нет общей объединяющей идеи
  • Инцидент 19.04, пропала часть образцов
  • Нечеткость структуры экспозиции
  • Ужасное отношение организаторов к участникам выставки
  • Малое количество участников, трудности с приобретением входных билетов
  • Хотелось бы видеть компании-брэнды
  • Отсутствие охраны выставки
  • Очень высокие цены на услуги
  • Работает мало касс, посетители долго стоят в очереди, плохая автодоставка посетителей
  • Безобразная организация рекламы, заезда/выезда
  • Отсутствие внятных указателей размещения фирм
  • Срыв работы в среду, эвакуация, потерянный день (59 компаний, что составило 35% общего количества участников)

«Какой самый положительный аспект выставки вы можете отметить?»

  • Оперативность и качество возведения нашего стенда
  • Посещаемость
  • Информационность
  • Хорошая организация
  • Хороший качественный состав посетителей
  • Сидели отдыхали, плевали в потолок
  • Приобретение новых партнеров
  • Приезжают посетители со всей страны
  • Она все-таки состоялась
  • «Комтек» был и должен остаться компьютерной Меккой
  • Доброжелательное отношение администрации выставочного комплекса
  • Обилие новых контактов
  • Интерес посетителей к нашей продукции
  • Отсутствие некомпетентных посетителей
  • Раскрученность, удачное время проведения
  • Возможность увидеть всех в одном месте
  • Возможность проведения тематических семинаров
  • Взаимоотношения с оргкомитетом
  • Хорошая реклама выставки
  • Высокий уровень регионов, посетивших выставку
  • Интенсивные переговоры
  • Профессионализм участников
  • Большая посещаемость
  • За счет сокращения объемов площадей сократилось количество праздно гуляющей публики
  • Повысился профессиональный уровень посетителей
  • Малое количество детей
  • Налажены связи с регионами
  • Семинары, организованная эвакуация
  • Популярность в компьютерном мире
  • Много серьезного народа
  • Охват аудитории
  • Довольно грамотная рекламная кампания в СМИ

Источник: опрос, проведенный на «Комтеке» компанией L&A