Шуйский завод «Аквариуса» дает стране 50 тысяч компьютеров в год, а городу — 120 рабочих мест и почти миллион рублей налоговых поступлений

Завод в Шуе действительно есть. И сборка на нем действительно производится на конвейере, а кроме того, там осуществляется подборка совместимых (друг с другом и программным обеспечением) компонентов, предконвейерная сборка материнских плат и другие необходимые операции.

Максимальная производительность конвейера — 120 тыс. ПК в год (она ограничена пропускной способностью термокамеры, в которой проводят при 40?С по 24 часа все компьютеры), нынешняя нагрузка — 40% от максимальной (см. «Аквариус Дата»: итоги полугодия»). Серверы собираются в Шуе лишь при наличии заказа от 20 штук, в противном случае они изготавливаются в Москве на опытном производстве.

Основная жизнь на заводе протекает с 10 часов вечера до 6 часов утра: в это время электричество, изобильно потребляемое производством, вчетверо дешевле, нежели днем. Российский КЗоТ, конечно, на подобную практику смотрит неодобрительно... однако зарплаты на заводе (2-4 тыс. рублей) вдвое-втрое превышают среднегородские, так что претензий у трудящихся (всего на заводе работает около 120 человек) не возникает, и на каждое свободное рабочее место приходится весьма немалое число претендентов. Не в обиде и город (кстати — акционер завода): он получает в квартал 200 тыс. рублей налоговых платежей.

Для самого «Аквариуса» завод — некоммерческое подразделение, задача которого обеспечивать компанию продукцией. Компания, в свою очередь, заботится об обеспечении производства всем необходимым — на случай отключения электричества (и такое бывало) на заводе стоит дизель-генератор достаточной мощности.

Как всегда, при обсуждении проблем и перспектив российской сборки вспомнили об использовании отечественных комплектующих. В свое время, на заре отечественной компьютеризации, на заводе таковые использовали и получили от этого немало неприятностей. Больше экспериментировать не хотят: даже если в России и научатся делать качественно, то конечный продукт, по причине относительно небольших объемов производства, выйдет слишком дорогим: с ростом производства стоимость единицы произведенного товара падает, и довольно существенно. Например, по оценкам Гольденберга, производство материнских плат само по себе становится рентабельным при объеме производства от 12 тыс. штук в месяц. А поскольку в этой области прогресс весьма стремителен, то модернизация производства должна происходить весьма часто, что поднимает планку рентабельности производства до 500 тыс. плат в месяц. С учетом того что в России в год собирается не более миллиона ПК в год, а импортировать российскую продукцию такого рода весьма проблематично, получается, что компания должна своей продукцией заполонить половину российского рынка. Столь наполеоновских планов у «Аквариуса» нет.

Переговоры и разговоры касательно производства менее наукоемких компонентов (скажем — корпусов) упираются в стоимость продукции. В «Аквариусе» как-то даже вели переговоры с родственником одного из высокопоставленных российских политиков (большого радетеля отечественного производителя), владеющим заводом по производству пластмассовых изделий, но и в этом случае «отечественная» цена оказалась слишком высока. Хотя «Аквариус» и не претендует на лавры дешевого сборщика, делать дороже продукцию за счет патриотизма компании тоже не с руки.

Опять же из соображений разумной экономии те компьютеры, на которые не заказана установка какой-либо конкретной операционной системы, поставляются с Red Hat Linux: без ОС продавать технику нельзя, с невостребованным (возможно) продуктом Microsoft — дорого. Кроме того, компания получила 50 тыс. лицензий на StarOffice.

 Дмитрий Гапотченко


«Аквариус Дата»: итоги полугодия

С начала года компания реализовала 25 655 персональных компьютеров и 1005 серверов (планы, поставленные в конце 1999 года, предусматривали годовой объем продаж ПК в 50 тыс. единиц). После подписания летом третьего дистрибьюторского соглашения (с Verysell) через дистрибьюторский канал стало продаваться 70% продукции «Аквариуса», на прямые поставки осталось 21%, через прямых VAR-партнеров продается 9%. Планируется, что к концу года через дистрибьюторский канал будет осуществляться порядка 80% всех продаж.