Lucent предлагает ее вместе с новыми продуктами

Сэм Рэмадан объясняет провайдерам, как извлекать прибыль из дополнительных услуг
Открытый семинар Lucent Technologies для Internet-провайдеров, проходивший недавно в Москве, был не совсем обычным. От прочих мероприятий подобного ранга его отличала как революционность провозглашенных идей, так и представительность присутствовавших на нем персон.

В Lucent, по-видимому, решили интегрировать ранее разрозненную «картину бытия» в соответствующей сфере, и, на мой взгляд, собранная как бы из мозаичных элементов общая концептуальная картина получилась довольно удачной и впечатляющей. Семинар имел название «Новые технологии — новые возможности для бизнеса». Под этими рядовыми понятиями подразумевалось выдвижение принципиально новой стратегии ведения бизнеса провайдеров. Чтобы усилить впечатление, менеджеры Lucent неоднократно цитировали фразу одного из топ-менеджеров индустрии, что «через два года сервис-провайдеры исчезнут». По этому поводу не могу не заметить, что в течение последних лет тысячелетия авторитетнейшие фигуры ИТ-рынка предсказывают скорейшую кончину бизнесу, который, по их мнению, слабо связан с новыми информационными технологиями. Вообще смена эпох порождает в людях тягу к пророчествам, в которых обязательно фигурирует апокалипсический сценарий. Хорошо, что на сей раз конец грядет не всему свету, а лишь экономике, базирующейся на массовом производстве и потреблении.

Если же говорить серьезно, то в бизнес-модели, предлагаемой Lucent для Internet-провайдеров, кроется много здравого смысла и понимания экономических законов. Движущими факторами неизбежного перехода к новой модели бизнеса названы ослабление государственного регулирования в телекоммуникационной отрасли, разработка технологий, многократно расширяющих возможности сетей, и растущие потребности конечных пользователей. На место провайдерам в привычном понимании придут компании, предлагающие не просто физический доступ к Internet, а прикладные сетевые услуги (такие как аутсорсинг, контент-хостинг, мультисервисный доступ, распространение ПО через Сеть, электронная коммерция и другие), которые станут их главным источником доходов. Этот бизнес будет называться Application Service Provisioning (ASP).

Фредерик Харрис, менеджер по маркетингу решений для Internet-провайдеров, заметил, что в Европе тенденции перехода от ISP к ASP более выражены, чем в США. В ряде европейских компаний уже решились на предоставление бесплатных услуг доступа, добиваясь окупаемости за счет платного дополнительного сервиса. Сэм Рэмадан, директор Lucent по стратегическому маркетингу IP-услуг, сказал, что применительно к российской экономике будут действовать все те же факторы. Какие-то из дополнительных услуг провайдеры могут успешно внедрять уже сейчас, а некоторые станут более приемлемыми, когда ослабнет государственный контроль. Кстати, к последним Рэмадан причислил операторскую IP-телефонию, поскольку в России государство еще не открыло рынок для конкуренции.

В основании своеобразной пирамиды бизнеса ASP находится многочисленная категория пользователей, чьи потребности обходятся недорого, — управление электронной почтой, доступ к справочной информации и электронным магазинам, поддержка индивидуальных Web-страниц. На вершине пирамиды расположилось значительно меньше пользователей — это корпоративные потребители, для которых главное значение имеет комплексный подход в технологическом обеспечении бизнес-процессов, автоматизации механизмов сбыта продукции с использованием Internet, совместной разработке прикладного ПО. Такая комплексная технологическая поддержка бизнес-сектора, безусловно, новая область деятельности для нынешних провайдеров.

Помимо готовности, как технической, так и моральной, к освоению провайдерами новых секторов потребительского рынка встает еще один вопрос, связанный с доверием клиентов. Одно дело — поручить стороннему Internet-провайдеру обеспечение доступа в Сеть и работы с электронной почтой, другое — фактически вверить ему управление технологическими производственными комплексами, где любой срыв работоспособности систем приводит к огромным финансовым потерям. Поэтому понятно, что процесс освоения корпоративного сектора — дело кропотливое. Провайдеры будут вынуждены постепенно «приручать» клиентов, предоставляя им качественные услуги, и параллельно готовить собственную технологическую базу к осуществлению серьезных проектов.

На этом этапе провайдеры должны будут сделать стратегический выбор поставщика оборудования. Среди специалистов бытует мнение, что, несмотря на многообразие совместимых между собой продуктов разных производителей, проще и надежнее в эксплуатации те решения, которые строятся по возможности на оборудовании одного производителя. Lucent, вне всякого сомнения, отстаивает такую точку зрения, поскольку в ее багаже имеются продукты для построения сетевых решений различного уровня сложности и завершенности.

С развитием оптических сетей мы, по словам Рэмадана, «входим в эпоху оптического коммутирования», которую на первом этапе будет характеризовать гораздо большая пропускная способность, чем требует рынок сегодня. Транспорт данных оптического уровня на базе технологии DWDM из финансовых соображений гораздо доступнее для потребителя, а его пропускная способность в десятки раз выше по сравнению с традиционными сетями SDH/SONET. Поэтому Lucent во главу угла ставит проблему абонентского доступа к этим магистралям и технологии, обеспечивающие надежную интеграцию разнородного трафика.

Однако при всем своем лидерстве в мировых масштабах будущую деятельность в России Lucent видит отнюдь не в безоблачных тонах. «Главная проблема, которую мне предстоит здесь решить, — заявил Хейз Милани, менеджер компании по продажам в канале, — довести эти захватывающие перспективы до участников российского рынка. Мы в самом начале пути, здесь только начинают задумываться о реализации решений ATM».