«Открытые технологии» представили решение от Cisco Systems

Вадим Саякин обосновывает свои предложения методиками GartnerGroup

Компания «Открытые технологии» провела 18 ноября семинар по вопросам внедрения Ethernet-телефонии в сетевой инфраструктуре предприятий. Начальник отдела сетевых решений компании Вадим Саякин в самом начале семинара пояснил, что под Ethernet-телефонией понимается вторая фаза внедрения технологии VoIP в корпоративных сетях, когда цифровые телефоны устанавливаются на рабочие места и включаются в локальную сеть. Соответственно, первая фаза, хронологически предшествующая той, о которой пойдет речь, это физическое соединение учрежденческих АТС и маршрутизаторов локальной сети, а заключительная третья фаза означает полный отказ от АТС и передачу всего голосового трафика через сетевые маршрутизаторы.

Целесообразность внедрения Ethernet-телефонии на предприятиях в первую очередь продиктована экономическими соображениями и общими стоимостными тенденциями на рынке оборудования для сетей с канальной и пакетной коммутацией. Известно, что средняя стоимость одного порта коммутатора в сетях передачи данных в период с 1995 по 1999 год упала с 900 до 100 долл., тогда как усредненная стоимость порта УАТС изменилась мало и колеблется в районе 600 долл. Более строгие и сложные расчеты по методике GartnerGroup, которые были подробно представлены слушателям семинара, в той или иной степени также доказывали экономическую эффективность внедрения этих коммуникационных инноваций.

В качестве основной платформы Ethernet-телефонии, продвигаемой на корпоративный рынок, «Открытые технологии» избрали решение Cisco Communications Network (CCN), основанное на открытых стандартах передачи голоса поверх IP и в то же время обеспечивающее взаимодействие с традиционной телефонией. Компонентами архитектуры CCN являются специальные Ethernet-телефоны, разработанные Cisco, устройства H.323, шлюзы, соединяющие IP-сети и учрежденческие телефонные сети, управляющий сервер Call Manager и действующие коммутируемые сети предприятия.

На сегодня Cisco предлагает две модели Ethernet-телефонов — Selsius 12SP+ и Selsius 30Vip, каждая из которых может подключаться прямо в IP-сеть через разъем RJ45 или присоединяться к ПК. Эти устройства поддерживают сетевой протокол TCP/IP и протокол DHCP, таким образом каждый включенный в корпоративную сеть Ethernet-телефон может использоваться как устройство доступа в Internet. Пользователи, у которых установлен Selsius, имеют возможность конфигурировать свой телефон, заходя на соответствующую Web-страницу приложения Call Manager. Цена предлагаемых Ethernet-телефонов составляет от 500 до 600 долл.

Шлюзы представляют собой PCI-карты DE 30+ с предустановленными цифровыми сигнальными процессорами и интерфейсами E1 PRI и 10BaseT. Используются стандартные для IP-телефонии речевые кодеки G.711, G.723.1 и G.729, оцифровывающие и сжимающие голос до ширины речевого канала 5,4 Кбит/c.

Cisco Call Manager реализован в двух вариантах: как приложение на базе сервера Windows NT, предоставляющее сетевому администратору удобный интерфейс и возможность удаленного администрирования, а также в виде аппаратно-программной системы Media Convergence Server 7830, стоимость которой достигает 12 тыс. долл. Но в этом случае решение будет обеспечивать максимальную конфигурацию архитектуры CCN, рассчитанную на обслуживание 5 тыс. Ethernet-телефонов одним сервером Call Manager.

Отвечая на вопросы, представителям «Открытых технологий» пришлось констатировать, что распространенность Ethernet-телефонии пока невелика. Наиболее крупная система, установленная в одной из организаций США, насчитывает немногим более 100 телефонов Selsius. В России к новой технологии только осторожно присматриваются. Несмотря на это, представители «Открытых технологий» заверяют, что ее повсеместное внедрение — вопрос ближайшего будущего.