Excalibur о тенденциях использования ИПС в управлении знаниями

Йен Флетчер: «Мы нацелены на те компании, где велика численность интеллектуальных служащих»

В первом этапе технологического марафона, организованного компанией «Весть-Метатехнология», принял участие Йен Флетчер, генеральный менеджер Excalibur Technologies в странах Европы. С научным редактором еженедельника Computerworld Россия Михаилом Зыряновым он поделился своими мыслями о тенденциях использования мощных информационно-поисковых систем и об их месте в управлении знаниями.

Первые вопросы традиционные: каковы обороты компании и ее доля на мировом рынке? Какое место занимает европейский и российский рынок в ее бизнесе?

Я затрудняюсь назвать долю компании в нашей нише на мировом рынке, поскольку очень трудно определить его объем. В этом году наши обороты составили 40 млн. долл. Примерно четверть этой величины обеспечивает нам европейский рынок, включая страны Восточной Европы и России.

Как складываются дела на вертикальных рынках Европы?

В Европе основным для нас по-прежнему остается рынок клиентов из числа государственных ведомств и спецслужб. С начала этого года вторым по важности рынком стал сектор корпоративных сетей intranet. Его клиенты — это, как правило, компании, использующие наши поисковые системы наряду с другими продуктами (например, Lotus Notes, Microsoft Exchange), системами управления документами и пр. У таких клиентов наши продукты применяются прежде всего как средства глобального поиска в корпоративной сети intranet. Кроме того, в этом году в Европе мы начали замечать очень высокую активность в секторе Internet-услуг. Этот сектор очень быстро растет, и я не исключаю, что скоро он будет иметь для нас большее значение, чем сектор intranet.

Несколько месяцев назад от менеджеров Computer Associates я услышал очень интересный комментарий по поводу концепции СУБД Jasmine: «Это не продукт для решения всех проблем, это средство решения новых проблем». Какой вы видите концепцию деятельности вашей компании — она нацелена на решение новых проблем или же это новый взгляд на традиционные, старые проблемы?

Думаю, в нашей деятельности присутствует и то и другое. Вопросы, связанные с управлением знаниями, обрели особую актуальность только недавно. Многие существующие системы их слабо решают. В то же время есть заказчики, например, фармацевтические компании, которые уже на протяжении двух десятков лет используют текстовые поисковые системы на мэйнфреймах. Таким образом, рынок поисковых систем — это не такой уж новый рынок, но и новые технологии могут пригодиться.

Одним из компонентов создаваемой системы Excalibur RetrievalWare 7.0 является модуль категоризации информации, который, вообще говоря, довольно сильно зависит от особенностей конкретного языка. Кто создает версии модуля для разных языков — вы или ваши партнеры?

Ключевые технологии, в том числе и модуль категоризации информации, создаются силами нашей компании. Однако мы тесно сотрудничаем с нашими партнерами в плане поддержки различных национальных языков. Недавно, например, завершено создание русскоязычной версии модуля (его осуществили «Весть-Метатехнология» и «МедиаЛингва»). В Японии мы тесно сотрудничаем с Sony. Есть у нас партнеры в Корее, Алжире, Израиле, множество — в Европе (мы поддерживаем 12 европейских языков). В следующем году планируем начать работу с украинским языком. В ближайшем будущем добавится поддержка еще 15 языков. Большую часть этой работы проведут наши партнеры.

Как вы считаете, какова средняя численность интеллектуальных служащих в различных компаниях?

Эта величина сильно различается в зависимости от того, в какой отрасли работает данная компания. Если взять промышленное предприятие, то, очевидно, большую часть его персонала составляют рабочие, занятые непосредственно в производстве. На таком предприятии интеллектуальных служащих много в отделах маркетинга, стратегического планирования, исследований и разработок. С другой стороны, в консалтинговых компаниях интеллектуальным служащим является практически каждый сотрудник. Мы стараемся нацеливаться на те компании, где велика численность интеллектуальных служащих, а не на те, где есть много производственных рабочих.

А какова доля интеллектуальных служащих в Excalibur?

Уверен — около 90%. У нас немного тех, кто занимается чисто производственными операциями и чьи потребности в знаниях не очень велики. Думаю, внутри типичной компании — разработчика ПО большая часть персонала — это интеллектуальные служащие.

Существующие версии Excalibur RetrievalWare позиционируются как инструмент для аналитиков. А что предлагает компания для интеллектуальных служащих других категорий (например, сотрудников отделов маркетинга, продаж, руководителей проектов)?

Думаю, всем интеллектуальным служащим, чем бы конкретно они ни занимались, необходимо искать информацию. Это касается и менеджеров по продажам, и разработчиков — им ведь тоже приходится искать информацию в книгах, руководствах и пр. На поиск уходит определенное время, сократить которое позволяет хороший инструментарий.