Первый этап «Осеннего марафона» компании «Весть-Метатехнология»

Александр Громов: «Знания способны порождать знания иного качественного уровня»

Слова Экклезиаста: «кто умножает познания, умножает скорбь» — окажутся в полной мере справедливы и в том случае, если их приложить к довольно узкой области — управлению знаниями. В самом деле, увеличивая в организации объем информации и делового знания, вы наверняка обрекаете себя и своих коллег на «скорбь и печаль», поскольку вряд ли сможете охватить все внутреннее информационное пространство (базы данных, архивы, документы, знания и опыт отдельных сотрудников), вовремя найти нужную информацию и с ее помощью быстро сориентироваться и принять правильное управленческое решение. Недаром бывший президент корпорации Hewlett-Packard Льюис Платт воскликнул однажды в сердцах: «Если бы только HP знала то, что она знает, она была бы в три раза более продуктивной».

Свой набор рецептов, позволяющих увеличить объем знаний, не сильно увеличивая при этом скорбь и печаль, представила компания «Весть-Метатехнология» во время семинара, прошедшего 18-19 ноября, первого в серии аналогичных мероприятий, объединенных под общим названием «Осенний марафон».

Александр Громов, директор по развитию компании «Весть-Метатехнология», обратил внимание на то, что, вообще говоря, проблема информационного поиска хотя и достаточно интересна сама по себе, но все же является частной по отношению к более общей проблеме осознания имеющейся информации и генерации знаний. Процесс генерации, синтеза нового знания происходит достаточно медленно. В качестве примера Громов привел данные по затратам времени, необходимым для создания системы иглоукалывания наподобие той, что разработана в недрах китайской медицины. По оценкам экспертов, если решать эту задачу силами десяти человек, то для построения системы иглоукалывания потребуется примерно 35 тыс. лет. Время синтеза знаний можно существенно сократить, если значительно расширить экспериментальную базу. В этом смысле благодатной средой может стать постиндустриальное общество, имеющее в качестве коммуникационного инструментария различные средства электронного обмена информацией, и в первую очередь Internet.

Большая часть знаний по-прежнему находится в головах людей. Однако немало полезного можно извлечь и из письменных источников, в первую очередь из электронных документов. Для этого нужны инструменты, способные обеспечить оптимальное сочетание точности, полноты и скорости поиска информации. Большинство современных машин поиска вполне сносно справляются с этой задачей, если речь идет о поиске в общедоступной части Сети, однако их возможности вряд ли устроят пользователей, осуществляющих поиск информации в сетях intranet. Отчасти «виноваты» в этом сами пользователи, рассчитывающие, что, задавая поисковой машине примитивный запрос, они чудесным образом смогут получить точный и полный ответ. Вместо этого поисковая машина выдает длинный список хранящихся в intranet документов, причем большая их часть будет иметь слабое отношение к тому, что хотел получить пользователь. Мало кто склонен винить в этом себя, препочитая не заниматься освоением возможностей создания более точных вопросов, а просто сменить поисковую машину.

Один из партнеров организатора семинара — компания Excalibur Technologies предлагает в качестве возможной альтернативы поисковым машинам свои ИПС, мощные, но довольно дорогие (нижний ценовой предел — 20-25 тыс. долл.): RetrievalWare для поиска в текстовых массивах; Visual RetrievalWare, ориентированную на поиск в массивах изображений, и ScreeningRoom — продукт, способный производить поиск в массивах видеоинформации. Алексей Королев, руководитель направления систем управления знаниями компании «Весть-Метатехнология», рассказал о новшествах, которые ожидают пользователей с выходом версии 7.0 системы RetrievalWare (она должна появиться в будущем году), а Йен Флетчер, генеральный менеджер Excalibur Technologies в странах Европы, продемонстрировал систему ScreeningRoom.

По замыслу создателей, ИПС RetrievalWare 7.0 должна стать подручным инструментальным средством для интеллектуальных служащих (knowledge workers) различных компаний — сотрудников, чья деятельность так или иначе связана с поиском информации, необходимой для поддержания основных бизнес-процессов и принятия решений в сфере своей компетенции. Новая версия будет обладать усовершенствованным ядром, основанным, правда, на все том же механизме нечеткого поиска информации. С выходом версии 7.0 станут возможны многопотоковая обработка данных, фиксация транзакций и откат назад на несколько шагов, кэширование и ранжирование результатов запросов, высокоскоростная их сортировка. Интересная особенность — возможность одновременного поиска по тексту и изображению, характеризующему понятие, интересующее пользователя.

Повышена производительность системы. Введено автоматическое отслеживание ошибок и повторно происходящих сбоев в программных модулях. Просто и логично выстроена система информационной безопасности: права доступа к документам наследуются из тех систем, где эти документы хранятся. Усовершенствован Internet Spider — механизм поиска информации в Сети с поддержкой форматов HTML, XML, XSL, проще стали настройка и администрирование системы, предельно упрощен клиент — в его роли может выступать обычный браузер. Стандартными опциями поставки станут система виртуального электронного архива FileRoom, а также CD-Express — поисковый механизм для встраивания в программы, поставляемые на дисках CD и DVD. Неотъемлемой частью продукта станет каталогизатор документов, позволяющий пользователям создавать свои системы категорий и затем автоматически производить рубрикацию документов по категориям и создавать аннотации документов.

Система ScreeningRoom ориентирована на гораздо более узкий круг заказчиков — в первую очередь на телевизионные службы новостей, а также на спецслужбы. Впрочем, возможно и внутрикорпоративное использование этого продукта — например, для ведения архива обучающих видеокурсов. При создании поисковой базы видеоматериалы оцифровываются и пропускаются через систему индексации (эти операции могут осуществляться одновременно). Система выделяет характерные изменения в видеоряде и создает цепочку изображений в формате JPEG. В результате резко снижаются объемы памяти, необходимые для хранения информации о видеоряде: вместо 6 Гбайт на один час видеоизображения, записанного в стандарте Betacam, требуется всего 1 Мбайт — это примерно сотня картинок по 10 Кбайт каждая. Если в кадре есть титры или бегущая строка телетекста, то производится их распознавание. После того как предварительная обработка завершена, можно осуществлять поиск изображений или текстовой информации (в том объеме, в котором она была извлечена из видеоролика), а затем визуализировать нужный фрагмент, используя оригинальную запись. По мнению присутствовавшей на семинаре Ирины Поповой, шеф-редактора информационно-справочной службы НТВ, возможности системы заманчивы, однако о перспективах ее использования внутри компании говорить пока рано — для начала надо собственными руками «пощупать», на что способна система, работая с реальными видеоархивами.

Знания и информация

Ниже мы приводим несколько определений, «вызревших» в недрах компании «Весть-Метатехнология»

Корпоративные знания — различная деловая информация, которую необходимо иметь для поддержки на высоком уровне основных бизнес-процессов предприятия, а также для быстрого реагирования на динамику рынка. В более широком смысле знания — это информация, материализованная в процессе решения конкретной задачи в виде каких-то конкретных действий людей, стремящихся достичь своих конкретных целей.

Информация:

  • всегда связана с какими-либо данными;
  • широко распространена, находится повсюду;
  • может зависеть от контекста, а может и не зависеть;
  • может генерироваться людьми, компьютерами, другими машинами;
  • легко воспринимается и легко передается;
  • как правило, статична;
  • может быть легко взаимосвязана с другой информацией;
  • обладает стоимостью, необходимой на создание и поддержку;
  • в принципе может использоваться кем угодно и когда угодно.

Знания:

  • имеют отношения к данным и информации, но не всегда с ними связаны;
  • дефицитны, их непросто добывать;
  • всегда связаны с каким-то контекстом, существуют в его рамках;
  • генерируются только людьми;
  • трудны для восприятия;
  • динамичны; любые знания обладают своей скоростью передачи и восприятия;
  • для успешного восприятия требуют четких границ их понимания;
  • могут быть очень дороги, цена при этом не фиксирована;
  • обладают сроком и целью использования.

Управление знаниями — технологический процесс работы с информационными ресурсами для обеспечения доступа к знаниям, их объединения и генерации нового знания с целью наращивания эффективности и потенциала деятельности коллектива людей. Оценка знаний тесно связана с оценкой качества бизнес-процессов: чем выше качество бизнес-процесса, тем больше знаний в нем задействовано. В этом смысле управление качеством на предприятии — это цикл, направленный на генерацию и извлечение знаний с целью повышения качества внутренних процессов, которые в свою очередь обеспечивают появление нового опыта и таким образом способствуют генерации нового знания.

Предприятие готово управлять знаниями (УЗ), если:

  • сформирована культура взаимодействия;
  • создана методика изучения нового знания;
  • имеются различные способы обмена;
  • нет страха перед появлением нового знания;
  • есть понимание важности и необходимости УЗ;
  • сформированы процессы генерации и передачи знаний;
  • произведена интеграция необходимых информационных ресурсов;
  • определена мотивация УЗ;
  • создана технология управления ключевыми процессами УЗ.