Тим Бернерс-Ли: «Появление Web открыло перед компаниями широкие возможности для реорганизации»

Не так давно Тим Бернерс-Ли опубликовал книгу, которая вышла под заголовком Weaving the Web («Плетение Паутины»). В ней рассказывается об истории создания среды свободного общения и о ее перспективах. Во время творческих встреч со своими читателями Бернерс-Ли встретился со старшим редактором еженедельника Network World Каролин Даффи Марсан и рассказал ей о том, какое влияние Web оказала на облик современных корпоративных сетевых сред.

Как вы представляете себе Web будущего и ее роль в корпоративных средах?

Если вы имеете в виду типичные корпоративные Web-узлы, то в информационном отношении они будут очень сильно отличаться друг от друга. Web-узел — это некая среда, созданная Web-дизайнером. Web-дизайнер предоставляет другим сотрудникам компании возможность работать в среде Web настолько эффективно, насколько они способны.

Web-узел — отражение вашей организации. Когда вы создаете что-то в Web, у других это ассоциируется с вашей организацией. Построение архитектуры — это нечто большее, чем управление системой. Решение данной задачи требует ответа на фундаментальные вопросы о том, что представляет собой ваша компания и чего от нее следует ждать.

Каким образом Web может изменить стратегию ведения бизнеса крупными корпорациями?

Появление Web открыло перед компаниями широкие возможности для реорганизации. Основная задача практически любой инженерной компании — наладить взаимоотношения и обеспечить связь между продавцами и разработчиками. Инженеры считают, что их идеи очень хороши, отдел маркетинга затрудняется указать на их достоинства, а представители отдела продаж заняты поиском продукта, не имеющего ни малейшего отношения к тому, что заказывают покупатели. Таким образом, вы должны найти точки соприкосновения между сотрудниками различных подразделений.

Имея под рукой Web, вам уже не приходится думать о том, в каком здании они находятся. Если вы хорошо представляете себе сущность Web, то постараетесь получить документы, находящиеся как на узле продаж, так и на узле инженерных решений.

Вы обращаете внимание читателей на необходимость разработки средств, способствующих развитию сотрудничества в Web. Как можно использовать эти средства в практических целях?

В настоящее время Web еще нельзя считать средой, стимулирующей творчество. Гипертекст просто позволяет одновременно просматривать информацию и определять нужные связи.

Когда вы переключаетесь в режим редактирования и в течение получаса вынуждены ждать своей очереди, а затем вновь обращаетесь к браузерам, чтобы посмотреть, как все выглядит на экране, об интуитивных идеях не может идти и речи. Конечная цель заключается в том, чтобы получить наконец доступ к нужной странице HTML, исправить на ней орфографическую ошибку и успеть записать все до тех пор, пока вы еще обладаете соответствующими правами.

В своей книге вы говорите: «Работа компьютеров и сетей становится все более незаметной». Какая роль будет отводиться сетевым администраторам в информационной среде Web будущего?

Сетевые администраторы должны уйти в тень. Работа пользователей заключается не только в том, чтобы обращаться к сети за помощью, они должны делать то, что делают. Сетевым администраторам необходимы системы, в которых от них не требовалось бы создавать новые файлы, новые рабочие группы и новые каталоги для пользователей. Им не следует излишне заражаться творческой деятельностью. Вы можете поставить фильтр, который будет оставлять на Web-узле только общедоступную информацию. Но внутри компании нужно обеспечить использование Web в качестве игрового пространства.

Как слава и известность повлияли на вашу жизнь?

Чаще всего это мне мешает. Конечно, теперь у меня больше возможностей завести знакомства с интересными людьми. Но отрицательной стороной является то, что окружающие хотят побольше узнать о вас как об «изобретателе Web», вы не интересуете их как человек.

Десять лет тому назад вы первым предложили миру технологию Web. Какие планы вы строите на ближайшее десятилетие?

Десять лет назад я думал, что любой человек, дающий интервью, просто обязан ответить на этот вопрос. Но сегодня я с большим недоверием отношусь к любому, кто полагает, что может дать четкий ответ. Жизнь оказалась гораздо интереснее и многообразнее, чем мне представлялось ранее, и спланировать что-то на десять лет вперед просто нереально.