Новый билль запрещает регистрировать в качестве имен доменов чужие названия

Конгресс Соединенных Штатов одобрил билль, который положит конец самовольной регистрации названий компаний, имен знаменитостей и популярных торговых марок в качестве имен доменов Internet. Это должно помочь разрешить ситуации, когда названия служат лишь для вымогательства у их владельцев отступных за отказ от их использования. Теперь этот билль, называемый в кулуарах конгресса «биллем против кибернетических самовольщиков», должен будет рассмотреть сенат с учетом внесенных в него поправок, и еще до Рождества он попадет на рассмотрение президенту. Об этом заявил конгрессмен Грейсон Вулф.

Билль получил активную поддержку со стороны крупных корпораций, звезд шоу-бизнеса и других заинтересованных сторон, которые не могут использовать собственные торговые марки в своих Web-адресах, поскольку выясняется, что кто-то раньше их уже зарегистрировал.

До появления билля суды использовали целых 11 критериев для того, чтобы определить, действовал ли в момент регистрации человек или организация, первыми зарегистрировавшие спорное имя, заведомо недобросовестно.

Законопроект также обязывает министерство торговли создать другой уровень имен доменов для членов конгресса, президента и кандидатов на этот пост, чтобы оградить их от возникновения подобных ситуаций.

В настоящее время в США используются имена доменов, которые заканчиваются на .com, .gov, .org, .mil, .net и .edu, указывая на то, что соответствующий узел является коммерческим, государственным, некоммерческим, военным, посвящен специфическим вопросам Internet или принадлежит учреждению образования.

В качестве возможного решения Вулф предложил использовать домены .us, но билль оставил окончательное решение за министерством.

Суета вокруг доменов

Доменное имя уже давно превратилось из простого синонима IP-адреса в средство идентификации ресурсов Internet. Фактически доменное имя уже становится полноправной торговой маркой и средством рекламы. Поэтому из-за записей в базе данных РосНИИРОС сейчас разгорается много споров. В России уже началась регистрация доменов для продажи их владельцам соответствующих торговых марок. Владельцы же торговых марок не всегда платят деньги, чтобы получить домен, но пытаются вернуть себе домен через суд. Юрий Вацковский, юрист московского представительства «Кодак», привел пример подобного судебного разбирательства. Экспертами было признано, что имя www.kodak.ru является обозначением, сходным до степени смешения с зарегистрированной торговой маркой «Кодак», а поскольку на сервере предлагалась продукция, схожая с товарами «Кодак», то это можно было рассматривать как недобросовестную конкуренцию. Однако суд не признал справедливость претензий «Кодак». При этом он руководствовался следующими рассуждениями: домен является разделителем пространства в Internet; это не товар и не услуга; на Web-узле www.kodak.ru есть указание на то, что он не принадлежит компании «Кодак»; в российском законодательстве существуют пробелы по этому вопросу.

Сам же РосНИИРОС стремится уклониться от любых судебных разбирательств по поводу доменов. Его позиция проста — предоставить техническую возможность регистрации доменов, а за то, что именно регистрируется, ответственность несет лицо, подавшее заявку. Это требование записано в правилах регистрации доменов. Однако определенная первичная проверка все-таки проводится. Ее выполняет координационная группа (КГ) домена .ru, которая запрещает регистрировать некоторые имена. Сейчас же заявок на регистрацию столько, что КГ уже не справляется. Видимо, поэтому РосНИИРОС решил изменить порядок регистрации доменных имен и ввести институт регистрантов. В результате регистрацией будут заниматься организации, которые получат соответствующее разрешение от РосНИИРОС и заключат с ним договор. Сам же институт будет отвечать за техническую поддержку. Сейчас новые правила регистрации направлены в Гостелеком, и они будут рассмотрены на ближайшем собрании комитета.

Следует отметить, что старые правила позволяли спекулировать доменами. Дело в том, что РосНИИРОС регистрировал почти любой домен даже без внесения оплаты. Только по истечении трех месяцев домен освобождался, но при сильном желании его можно было снова зарегистрировать. Такие порядки позволяли практически бесплатно блокировать домены с известными именами с целью получения за них денег. Новые правила, возможно, решат эту проблему, поскольку регистрацией, а следовательно и получением денег будут заниматься регистранты. Причем каждый из них может установить свои правила регистрации. Кроме того, сообщается, что с ведением новых правил цены на регистрацию доменов будут снижены.

— Валерий Коржов, Computerworld Россия