Microsoft рассказывает о концепции «электронной нервной системы»

Филипп Образцов: «Качество управления информацией будет определять победителей и проигравших в конкурентной борьбе»
Очень активно проявило себя на выставке «Управление ?99» представительство Microsoft. На его стенде беспрерывно шли встречи и переговоры с потенциальными заказчиками. В конференц-залах выставки менеджеры российского представительства корпорации рассказывали о новейших продуктах Microsoft, а также о концепции «электронной нервной системы» (ЭНС), авторство которой, согласно принятой в корпорации легенде, приписывается ее руководителю — Биллу Гейтсу. В частности, Виктор Никитин, менеджер московского офиса Microsoft по работе со стратегическими партнерами, рассказал об ЭНС с точки зрения создания распределенных территориальных информационных систем, а Филипп Образцов, руководитель отдела по работе с корпоративными заказчиками, — о создании ЭНС на отдельно взятом предприятии.

Наконец из уст менеджеров Microsoft прозвучало разъяснение термина knowledge workers (дословно — «сотрудники, работающие со знаниями»). По словам Образцова, в английском языке так обозначается категория сотрудников, которые полностью отвечают за свой участок работ, обрабатывают информацию и принимают решения в пределах своей компетенции с тем, чтобы улучшить работу предприятия в целом. Антиподом термина knowledge workers является понятие task workers — это те, кто просто выполняет задания и не уполномочен принимать какие-либо решения.

ЭНС — инструмент для работы ответственных сотрудников (этих самых knowledge workers), для их взаимодействия. Его составляющие — различные сетевые службы, а также системы хранения, доступа, анализа и обмена различной деловой информацией (как структурированной, так и неструктурированной). По мнению представителей Microsoft, основу ЭНС должны составлять технологии Internet/intranet, а также операционные системы, СУБД, промежуточное ПО и офисные системы Microsoft, входящие в семейства Windows, Office и BackOffice. С точки зрения организационной важно постоянно поддерживать хорошие отношения с клиентами: отслеживать изменения в их потребностях, быстро реагировать на их запросы, заботиться о том, чтобы клиенты были довольны работой предприятия. Если перестать это делать, наверняка найдется конкурент, который проявит большую заботу о клиентах, сумеет завоевать их расположение, тогда как менее расторопное или более «эгоцентричное» предприятие останется в конце концов «с носом».

По мнению Образцова, необходимость создания ЭНС на современном предприятии продиктована изменениями в экономике индустриально развитых стран и постепенным переходом к постиндустриальному обществу. В частности, очень ярко проявляется тенденция перехода от массового производства товаров к массовой адаптации производства под выполнение конкретных заказов и к ориентации предприятия на удовлетворение нужд клиентов. Иначе говоря, предприятия стараются производить больше не просто продукции и услуг, а именно того, что хотят получить конкретные заказчики, и при этом добиваться максимального удовлетворения их запросов. Другая яркая тенденция — перенос центра тяжести деятельности фирмы от улучшения производства к усилиям, направленным на уменьшение времени вывода товаров и услуг (прежде всего новых) на рынок. Предприятия, само собой, расширяют ассортимент и совершенствуют качество товаров, но в условиях жесткой конкуренции эти показатели у разных производителей быстро уравновешивается, и организации оказываются вынуждены искать иные конкурентные преимущества. Одним из них как раз и является быстрота вывода продукции на рынок. Еще одна тенденция: предприятиям приходится работать в условиях постоянно меняющегося рынка, причем скорость происходящих на рынке изменений постоянно растет. Работая в таких условиях, компании вынуждены заботиться об эффективном использовании не капитала, а скорее знаний, которыми она располагает. Именно благодаря знаниям — важной деловой информации — они могут ускорить выход товаров на рынок. Вот почему предприятию так важно располагать развитой системой управления информацией и знаниями.

Применительно к национальным масштабам ЭНС представляет собой развитую сеть цифровых телекоммуникаций, посредством которых различные госструктуры, предприятия и граждане взаимодействуют между собой, обмениваясь информацией. Развитие телекоммуникаций способно упростить управление государством, облегчить доступ к информации, упростить процесс обращения в правоохранительные органы и прочие госструктуры, улучшить качество образования и подготовки квалифицированных кадров. Правда, представители Microsoft умалчивают об оборотной стороне медали: развитие телекоммуникаций и информационных технологий открывает перед государством новые горизонты для контроля за своими гражданами. Это обстоятельство должны учитывать те, кто сегодня ратует за расширение использования ИТ в обществе и государстве. Думаю, следует подвергнуть сомнению еще один тезис представителей Microsoft: о том, что все слои населения должны иметь равный доступ к информации. Почему тогда не провозглашается тезис о равноправии доступа населения к денежным ресурсам или к оружию? А ведь не стоит забывать, что информация сегодня — это очень сильное средство. Она может стать оружием, а может — лекарством, способом выживания, точно так же как деньги, оказавшись в одних руках, превращаются в автоматы и гранатометы, а в других — в учебники и лекарственные препараты. Сомнительно, что стоит так уж поддерживать информационный «социализм».

Однако использовать ИТ все же следует — хотя бы для организации и проведения более быстрой и по возможности более честной процедуры голосования. У корпорации Microsoft есть опыт создания избирательных систем. В частности, на основе ее технологий были организованы выборы в ЮАР и в Казахстане. Это не очень большие государства. Технологии Microsoft вполне справляются с этой задачей. Утверждается, что такой подход к организации систем для проведения выборов обеспечивает определенную экономию, поскольку основывается на относительно недорогих и неплохо стандартизованных средствах — программных продуктах Microsoft.

Хороши ли наши системы?

Чтобы оценить, насколько хорошо развита индустрия информации и знаний на конкретном предприятии, Microsoft предлагает высшим руководителям и ИТ-менеджерам предприятий ответить на следующие вопросы.

Располагает ли руководство предприятия той же информацией, которая есть у сотрудников, находящихся ниже по иерархии?

Может ли руководитель быстро найти всю информацию о заказчике?

Есть ли возможность быстро получить отзывы от заказчиков, развит ли канал обратной связи?

Являются ли партнеры частью ИС? Насколько учитывается в ИС информация о партнерах?

Может ли любой сотрудник предприятия быстро включиться в работу по разрешению кризисной ситуации?