Тщательная подготовка и планирование помогут найти хорошую работу и избавят от нервотрепки

Выражение «карьерная лестница» в первую очередь ассоциируется с эскалатором, прямым, как стрела, и неуклонно поднимающим вас наверх. Однако для большинства людей это скорее извилистый грязный коридор. Но отсутствие ярких табличек, обозначающих направление движения и выход, вовсе не означает, что вы не найдете других ориентиров на этом пути — на пути поиска работы.

Спрос на специалистов по информационным технологиям достиг рекордно высокой отметки, поэтому неудивительно, что в настоящее время в этой области наблюдается настоящее «кадровое брожение». Причины, по которым человек хочет сменить работу, весьма многочисленны: тут и желание работать поближе к дому, и стремление получать большую зарплату. Какова бы ни была причина, увольнение и поиск новой работы могут принести очень много треволнений, которые к тому же усугубляются полной неопределенностью ситуации. Но если заранее все предусмотреть, расширяя связь с коллегами, постоянно пополняя свои знания, своевременно обновляя резюме, реально оценивая свои возможности как специалиста, и тщательно подготовиться к интервью, то вояж на рынок труда может значительно пополнить ваш личный опыт и позволит избежать разочарований. По мнению Памелы Марграф, владелицы компании Career Consultants, две основные причины смены работы — это финансовые соображения и неудовлетворенность выполняемыми обязанностями. Но как определить, готовы ли вы к столь решительному шагу?

«Я думаю, что решение во многом зависит от внутреннего ощущения, — считает Марграф. — Если эта мысль не покидает вас ни на минуту, то скорее всего пришло время действовать».

Конечно, лучше заранее продумать свои действия, но нередко мудрость обретается через ошибки.

Первые шаги

Первое, что следует сделать, — это проанализировать свои профессиональные качества и определить, какова ваша «рыночная стоимость».

Затем нужно переписать свое резюме.

Хорошо оформленная первая страница позволит вам придать своим документам надлежащий вид. Она должна содержать три раздела. В первом вы указываете, откуда получили информацию об имеющейся вакансии, во втором — рассказываете о своем опыте и навыках, а в последнем изъявляете готовность явиться на интервью, если фирма сочтет нужным вас пригласить.

После этого разошлите свое резюме по всем возможным каналам. Используйте для этой цели Internet, отправьте свое сообщение по факсу в кадровые агентства, посылайте его в ответ на опубликованную в газетах информацию о вакансиях и связывайтесь с отделами кадров интересующих вас организаций. Но вы обязательно должны четко помнить, куда именно передали свои документы.

Следующий уровень — интервью

Здесь у вас есть возможность произвести личное впечатление. Чтобы это впечатление было положительным, Марграф советует за несколько дней до интервью позаботиться о своем здоровье: хорошенько выспаться и правильно питаться. Если вы появитесь с блокнотом, в котором тезисно изложите свои соображения, то у вас будет меньше шансов оказаться застигнутым врасплох.

Многие соискатели заметно нервничают. Марграф советует следить за собой, чтобы произвести впечатление уверенного в себе человека, а не странного субъекта с подозрительными повадками. Постарайтесь не притоптывать ногами, не крутиться в кресле и не шарить глазами по комнате.

Еще одна ошибка, которой редко удается избежать, — это стремление взять на себя инициативу в разговоре. Большинство специалистов, которые проводят собеседования, обращают внимание не только на саму информацию, но и на умение слушать и отвечать на вопросы таким образом, чтобы разговор оставался диалогом, а не переходил в пространный монолог. Как отметил Джим Слаттери, вице-президент по кадровым вопросам консалтинговой компании Whittman-Hart, хотя, с одной стороны, вам необходимо подать себя и «продать» свои способности во время интервью, не стоит превращать разговор в одностороннюю речь.

Заключение сделки

Слаттери отметил, что, несмотря на имеющийся спрос на специалистов по информационным технологиям, нельзя снижать требования к соискателям. Необходимо выявлять тех, кто в полной мере отвечает запросам организации.

«Определяющим принципом при приеме на работу новых сотрудников является поиск людей, обладающих самым широким набором навыков, поскольку предсказать следующий поворот событий на рынке невозможно», — заметил Слаттери, который считает, что кандидат на вакантную должность должен быть профессионалом по крайней мере в двух-трех областях.

Поиск хорошей вакансии может происходить в менее нервозной обстановке, если попытаетесь найти стимулы в нынешней работе и не пренебрегать деталями.

Процесс увольнения может оказаться болезненным. Во избежание административных неувязок вы должны уведомить руководство о своем решении за две недели до ухода. Один из способов смягчить ситуацию — это написать письмо, в котором вы расскажете о том, какой положительный опыт вы получили в данной компании. Если вы позаботитесь о том, чтобы оставить о себе позитивное впечатление, то, вероятнее всего, ваш руководитель согласится дать вам хорошие рекомендации.